Антонина Воронова
Статья «Познавательное развитие детей 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное развитие детей 2-3 лет.
Маленькие дети очень любопытные. Их интересует все: люди, предметы, пространство, животные, растения, явления природы и. т. д. Однако ребенку в этом возрасте еще трудно понять взаимосвязи и взаимозависимости, существующие между явлениями окружающей действительности. Малыш познает мир по-своему, по-детски на эмоционально-чувственной основе и доступно его пониманию. Однако взрослому необходимо понимать, что первые знания являются главными и значимыми для дальнейшего освоения окружающего мира. В данный период жизни ребенок накапливает впечатления, расширяет опыт. Малыш учится ориентироваться в окружающем его мире, у него начинает формироваться система знаний, которые образно говоря, раскладываются по полочкам. Процесс познания зависит от взрослого, который преподносит ребенку то, с чем малышу полезно познакомится. Преподнести эти знания нужно ребенку в доступной для него форме.
Публикация «Статья „Познавательное развитие детей 2–3 лет“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
В процессе всего третьего года жизни все знания формируются в процессе многократных наблюдений, рассказов взрослого, обобщения, сравнения.
Взрослый должен вести ребенка от простого к сложному. Однако любая информация преподносится ребенку в доступной для него форме.
На третьем году дети начинают не только свободно ориентироваться среди окружающих предметов, но и получать более точные представления об их качествах и взаимозависимостях. Они познают такие свойства, как твердый - мягкий; сухой - мокрый; холодный - теплый; чистый - грязный; длинный - короткий и. т. д., а также расположение предметов в пространстве (в, на, под, высоко-низко, далеко-близко, их количество (один, много, мало).
Общение со взрослыми начинает носить ярко выраженный познавательный характер. Малыш проявляет интерес к взрослым, которые стремятся удовлетворить его интерес и любопытство.
Ребенок начинает узнавать не только животных, но и их детенышей (котенок, поросенок, теленок, цыпленок и. т. д.).
Взрослые должны воспитывать у малыша добрые чувства и заботливое отношение к животным.
В этот же возрастной период необходимо дать представление о диких животных и животных жарких стран, их повадках.
Важно научить ребенка при наблюдении выделять яркие характерные особенности животных (у коровы-рога; у петуха - красный гребешок; у зайца длинные уши и. т. д.). Это необходимо для мыслительных действий, сравнения, обобщения. Ведь именно в познании ярко видно, как малыш учится сравнивать и обобщать, выделять главные существующие и несуществующие признаки. Так малыш умнеет. Так обогащаются его представления об окружающем мире.
Впервые на третьем году жизни ребенок познает закон всего живого : для живого существа нужны пища, вода, тепло. Все живые существа имеют глаза и передвигаются в пространстве.
Ребенок начинает понимать зависимость животного от человека. На основе этого раннего знания необходимо развить доброжелательное отношения ко всему живому.
Также в этом возрасте отводится значительное место в знакомстве с растительным миром. Нужно показывать и называть комнатные растения. Очень полезно ухаживать за растениями в присутствии ребенка, мыть, поливать, рыхлить, показывать пример бережного отношения к ним. Взрослый должен подчеркнуть, что растения живые: он растут, пьют воду, любят свет и тепло. В зависимости от времени года ребенок наблюдает явления в природе.
Особое место отводится ознакомлению с растениями, растущими на огороде. Взрослые могут привлечь ребенка к уходу за ними. Ребенок
узнает, что на грядках растут морковка, огурцы, лук, знакомится с обобщающим словом «овощи». Внимание ребенка следует обратить и на цвет и форму овощей.
Прекрасно когда взрослые наполняют мир детского восприятия игровыми моментами, развивают его воображение, самые простые ситуации могут повернуть так, чтобы порадовать малыша.
Литература:
1. Гризик Т. И. Познавательное развитие детей 2-7 лет. Радуга М. : Просвещение.
2. Программа «Из детства в отрочество». Т. Н. Доронова и другие. Москва, 2003г.