Вера Быкова
Влияние здоровьесберегающих технологий на сохранение и укрепление здоровья учащихся
▼ Скачать + Заказать документы
«Влияние здоровьесберегающих технологий на сохранение и укрепление здоровья учащихся, как необходимое условие их успешной социализации».
Актуальность темы :
Публикация «Влияние здоровьесберегающих технологий на сохранение и укрепление здоровья учащихся» размещена в разделах
- Здоровье. Мероприятия по теме здоровья для школьников
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Актуальность данной темы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. В последнее время наблюдается ухудшение состояния здоровья всех категорий населения. Особое беспокойство вызывает состояние здоровья молодого поколения. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей и учащихся 53% школьников имеют ослабленное здоровье, около 90% -отклонение в психосоматическом развитиии,80% страдают от гиподинамии. За годы обучения в школе число учащихся с близорукостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата возрастает в 5 раз, с психоневрологическими отклонениями –в 1,5-2 раза. В специальной литературе появились такие, связанные со школой, термины как «школьный стресс», «школофобия»
Беспокойство вызывает раннее приобщение к никотину, алкоголю, наркотикам.
Всё это крайне негативно сказывается на интеллектуальном развитии учащихся :13% отстают от среднего уровня развития,25% испытывают затруднения и не могут полностью освоить программу школы.
В концепции модернизации российского образования говорится «Провести
Оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся
и создать в образовательных учреждениях условия для сохранения
и укрепления здоровья обучающихся,в том числе за счёт использования
эффективных методов обучения»
Медицинские нововведения не смогут обеспечить существенного улучшения
Здоровья школьников, если не произойдут определённые изменения на уровне
образовательных учреждений, задачами которых должны быть:
Использование здоровьесберегающих технологий образования и формирование
правильной системы ценностей, мотивов и установок, ориентация учащихся
на здоровый образ жизни;
Ориентация медико-биологического, психологического и социально-педагогического знания,ориентированного на духовно-нравственное становление личности ребенка.
На фоне благополучного здоровья более эффективно достигается одна из главных задач гуманного образования – развитие природных способностей ребенка через внедрение в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий.
Работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся призвана воспитывать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организационно помочь в сохранении и формировании здоровья.
Возможно, поэтому и приходит сознание того, что именно педагог может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. И это должно определить стратегию деятельности каждого педагога по проблеме здоровья учащихся.
Цель:
Создание на занятиях и внеурочных мероприятиях благоприятных условий, позволяющих обеспечить оптимальную работоспособность, предотвращающих утомляемость, сохранение и укрепление здоровья школьников.
Принять участие в работе по организации здоровьесберегающего пространства.
Внедрять здоровьесберегающие технологии в систему работы
Формирование умения учиться, заботясь о своём здоровье
Гипотеза:
внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс преподавания и воспитания школьников будет успешным, если:
учитываются возрастные особенности учащихся;
воспитатель ориентируется на развитие личности каждого ребенка;
используются технологии личностно-ориентированного,дифференцированного, ненасильственного, диалогового, проблемного обучения школьников;
воспитатель учитывает требования к режимным моментам с позиций здоровьесбережения;
воспитатель пропагандирует здоровый образ жизни среди воспитанников.
Ожидаемые результаты
В процессе работы должны быть сформированы:
понимание сущности здоровья и здорового образа жизни;
отношение к здоровью как к ценности;
навыки управления своим здоровьем;
знания в области профилактики вредных привычек и зависимостей, а также различных заболеваний, понимание сущности этих явлений;
культура межличностных отношений;
навыки безопасного (для здоровья личности) поведения в различных жизненных ситуациях;
Этапы работы над темой
На первом этапе была определена исходная позиция будущей темы самообразования. Для этого, необходимо было изучить труды отечественных авторов по педагогике и психологии, раскрывающие основные теоретические вопросы. С другой стороны, цели будущей самообразовательной работы обсуждались с классным руководителем –В результате был обозначен круг психолого-педагогической, методической литературы, послужившей основой для определения сущности структуры здоровьесберегающих технологий.
На втором этапе разработаны педагогические условия влияния здоровьесберегающих технологий на работоспособность и утомляемость учащихся, обоснованы методы проведения эксперимента, организация и проведение различных форм внеклассных мероприятий, соответствующих требованиям здоровьесбережения.
Заключительный этап будет посвящен анализу, обобщению и интерпретации результатов эксперимента.
Диагностический этап
Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта. Приобретение методической» литературы. Изучение литературы по проблеме. Выход на сайты для изучения отдельных тем и разделов. Разработка программ по направлениям деятельности.
Изучение опыта:
тема опыта «Применение здоровьесберегающих технологий в школе №1317 г. Москвы»
опыт работы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Сызрани» по теме «Реализация системного подхода в сохранении и укреплении здоровья школьников через взаимодействие участников образовательного процесса»;
Козлицкая И. В. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Из опыта работы.
Практический выход
Творческое сотрудничество: работаем над темой совместно с классным руководителем
создание коллекции физкультминуток для уроков и внеклассных занятий;
разработка и проведение часов интересного общения и занятий на основе здоровьесберегающих технологий. Привлечение родителей к обучению детей здоровому образу жизни (проведение тематических родительских собраний)индивидуальные беседы, инструктажи.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения я провожу физкультминутки (примерно через 15 минут от начала занятия или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса). Кроме этого определяю и фиксирую психологический климат на занятии, организую при необходимости эмоциональную разрядку; строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы за столом, за её соответствие видам работы и чередованием в течение самоподготовки.
Итоги работы по теме
Так как работа еще не окончена, то о выводах говорить еще рано. Но определенные результаты уже есть:
изучена литература по теме самообразования;
разработаны и проведены внеклассные мероприятия по теме самообразования согласно календарно-тематического планирования:
- Режим дня.
- Хорошее здоровье превыше всего.
- Познакомьтесь с гигиеной.
- Овощи, ягоды, фрукты- полезные продукты.
- Ты и твоё здоровье.
- Разговор о здоровой пище.
изучен опыт отдельных школ и педагогов России, исследующих данную тему.