Ирина Каменская
Статья «Влияние арт-терапии на формирование психологической культуры и здоровья личности»
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние арт-терапии на формирование
психологической культуры и здоровья личности
Аннотация Психологическая культура является важной составляющей культуры человека. Эмоциональный фон, существующий в обществе, оказал влияние на тенденцию к регрессу детства у детей. В процессе арт-терапии формируется психологическое здоровье детей : удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Также формируется положительная самооценка ребенка и его позитивное отношение к окружающему миру.
Публикация «Статья „Влияние арт-терапии на формирование психологической культуры и здоровья личности“» размещена в разделах
Ключевые слова психологическая культура личности, психологическое здоровье личности, арт-терапия
Психологическая культура является важной составляющей культуры человека. Ее особенности:
1) широкое общекультурное образование;
2) потребность быть культурным человеком;
3) желание иметь психологическую культуру;
4) потребность быть носителем психологической культуры;
5) чувствительность к психологическому опыту собственной жизни;
6) осознанность мыслей, чувств, поведения;
7) способность к проблематизации событий собственной жизни;
8) конструктивное, творческое осуществление собственной жизни. [2]
Культура психологического знания и опыта может снять проявления бескультурья, но при условии осуществления ее в ходе «живого опыта», путем развития «культурного состояния», направленного на осуществление определенного усилия по изменению.
В своей практической работе психолог активно взаимодействует с разными гранями личности – души, тела, духа, ментальности, способствует их выявлению, осознанию, трансформации и развитию. В немедицинской модели психотерапии повышение и развитие психологической культуры личности – важнейшее условие оказания ему помощи.
Эмоциональный фон, существующий в обществе, оказал влияние на тенденцию к регрессу детства у детей и, возможно, сделал актуальным прошлое как источник ресурсности у взрослых. Сходные проявления, обнаруженные в исследовании у детей и взрослых, позволяют охарактеризовать то «культурное поле», в котором происходит сегодня социализация ребенка. По-видимому, процесс социализации, как справедливо считает Л. А. Петровская, сегодня не менее актуален для взрослых, чем для детей.
Рисунки позволяют констатировать, что в семье резко сократилось сотрудничество взрослых с детьми, упал индекс позитивных чувств, нейтральные эмоциональные состояния и негативные образы себя у детей становятся типичными. И в семье, и в школе дети, по-видимому, не общаются достаточно полно со взрослыми. Дефицитарность общения распространяется и на сферу взаимодействия со сверстниками, и потому детские контакты лишены событийности. Отмечается высокая эмоциональная значимость для всех собственного детского опыта: положительное отношение к заданию, ярко выраженный интерес к событиям в жизни, стремление дополнить рисунок устным рассказом о себе и установить контакт с психологом и участниками группы. [3]
И стоит отметить, что в процессе арт-терапии формируется психологическое здоровье детей : удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Высвобождается психологическая энергия, которая тратится ребенком на неэффективное напряжение. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется. Психологическая защита в виде демонстративности, негативизма, агрессии уступает место инициативности, творчеству. [4]
Таким образом, дополнительно формируется положительная самооценка ребенка и его позитивное отношение к окружающему миру. В ходе взаимодействия с детьми отрабатываются проблемы эмоционально-личностной сферы, через рисунок развиваются коммуникативные навыки ребенка, способность к сотрудничеству со сверстниками. Кроме этого арт-тарапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции.
В понимание «здоровья» разные авторы вносят свои акценты, но важно, чтобы в личности гармонично сочетались соматическое, психическое, физическое и нравственное здоровье. В единстве они образуют здоровье человека. Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. [1]
Литература:
1. Баль Л. В., Ветрова В. В. Букварь здоровья. — 2-е изд. — М: Сфера, 2000
2. Ветрова В. В. Уроки психологического здоровья. — М. : Педагогическое общество России, 2000
3. Ермолаева М. В. Практическая психология детского творчества. - М. : 2001
4. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб: Питер, 2002