Юлия Калашникова
Музыкальное развитие современного дошкольника-его значимость и актуальность. В помощь музыкальным руководителям
▼ Скачать + Заказать документы
Калашникова Юлия
Сергеевна
МАДОУ «Детский сад №108»
г. о. Самара.
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. Даже не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду. В настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения. Компьютерные игры, интерактивные игрушки и музейные экспозиции, рекламные ролики и новинки кинематографа. Можно нарисовать портрет современного ребенка, исходя из собственных наблюдений: развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, свободный, импульсивный, частенько воспитываемый телевизором. Поэтому современным родителям кажется, что они совсем другие – им нужны другие, более современные занятия, игры и игрушки. Приводя ребёнка в детский сад, родители оказываются перед огромным выбором образовательных программ, дополнительных образовательных услуг. В современном детском саду родителям предлагаются занятия теннисом и шахматами, карате и йогой, художественной гимнастикой и хореографией, риторикой и изучением иностранных языков. Как не растеряться и выбрать для своего ребёнка то, что окажется наиболее важным и интересным? Чтобы помочь родителям в этом сложном выборе, предлагаю их вниманию несколько убедительных причин, чтобы наряду с вышеперечисленными образовательными услугами они начали знакомить ребёнка с миром музыки.
Публикация «Музыкальное развитие современного дошкольника-его значимость и актуальность, В помощь музыкальным руководителям» размещена в разделах
Первый вопрос, возникающий у родителей, нужно ли учить ребёнка музыке, если он фальшиво поёт песенку Чебурашки? Есть веские причины учить ребёнка музыке и сейчас мы их рассмотрим.
Музыка - неотъемлемая составляющая человеческой жизни. Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека,уже в первые годы его жизни, играет огромную роль в его общем культурном развитии.
Музыка близка эмоциональной натуре ребёнка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания.
Играть на музыкальном инструменте – это следовать традиции.
Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер.
Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов.
Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке.
Музыка – это воспитание характера.
Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности.
Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи.
Музыка и язык– близнецы-братья. Рассмотрим эту причину поподробнее. Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи.
Играющие и поющие дети лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Активная природа детских реакций на музыку распространяется на речь ребенка, он начинает проявлять инициативность и самостоятельность в речевом общении.
Слушание музыки и музыкально – исполнительская деятельность детей содействуют становлению звуковой культуры речи.
Музыка как искусство интонации знакомит ребенка со средствами интонационной выразительности в речи – темпом, ритмом, тембром.
Совместное слушание музыки и сопоставление ее с собственным настроением содействуют улучшению эмоционального самочувствия ребенка, развитию диалогической речи, обогащению словарного запаса, привычки разговаривать о своем внутреннем мире, своих чувствах.
Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.
Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук.
Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты. Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими.
Музыкальные занятия воспитывают маленьких «Цезарей» умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях. .
И, наконец, музыка – наилучший путь к жизненному успеху.
Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались.
Разумеется, нельзя охватить всю пользу от занятий музыкой ребёнком в одной статье, но начало положено, и я думаю, что выбор родителей немного стал легче, а значит, что ещё больше малышей приобщится к миру музыки!