Наталья Ушакова
Статья «Теоретико — методологические аспекты анимационной деятельности в культурно — досуговых учреждениях»
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретико - методологические аспекты анимационной деятельности в культурно – досуговых учреждениях
Каждый человек, удовлетворяя свои духовные потребности, вовлечён в различные виды досуговой деятельности. Процессы развлечения осуществляются как в естественной, так и в искусственно созданной обстановке. Индустрия социокультурной анимационной деятельности в учреждениях культуры, ставит своей целью «оживление», «одухотворение» межличностных и межгрупповых социальных отношений, восстановление смысложизненных ориентаций личности средствами культурно-досуговой деятельности. Поэтому социокультурная анимация представляет собой совокупность многообразных видов деятельности, занятий, при которых реализуются различные методы, где ведущую роль играют аниматоры, профессиональные или добровольные, обладающие специальной подготовкой. Сущность анимационной деятельности состоит в вовлечении человека как представителей социума в активные виды культурного досуга. Чтобы понять теоретико - методологические аспекты анимационной деятельности в культурно – досуговых учреждениях необходимо рассмотреть различные виды социокультурной анимации и её методы.
Публикация «Статья „Теоретико — методологические аспекты анимационной деятельности в культурно — досуговых учреждениях“» размещена в разделах
- Мультипликация, анимация. Создаем с детьми мультфильмы
- Мультипликация. Конспекты занятий
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Рассматривая анимационный процесс с точки зрения системного подхода как процесс удовлетворения специфических потребностей человека в общении, движении, культуре, творчестве, развлечении и приятном время препровождении, мы можем ссылаться на мнение, доктора педагогических наук Татьяны Николаевны Третьяковой, которая выделяет несколько видов социокультурной анимации :
- анимация в движении - удовлетворяет потребность человека в движении в сочетании с приятными переживаниями;
- анимация через переживание - удовлетворяет потребность в ощущении нового, неизвестного, неожиданного при общении, открытиях, а также при преодолении трудностей;
- анимация через общение - удовлетворяет потребности в общении с новыми интересными людьми, обмен жизненным опытом, в открытии внутреннего мира людей и познание себя через общение;
- анимация через успокоение - удовлетворяет потребность людей в психологической разгрузке от повседневной усталости через успокоение, уединение, контакт с природой;
- культурная анимация - удовлетворяет потребность людей в духовном развитии личности через приобщение к культурно - историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, народа, нации;
- творческая анимация - удовлетворяет потребность человека в творчестве, демонстрации своих способностей и установлении контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество.
В настоящее время особый интерес представляет социокультурная анимация, которая объединяет все виды анимации. Ориентируясь во всём многообразии и особенностях анимационной деятельности, мы опираемся в основном на мнение таких учёных, как Е. М. Приезжаева, Гаранина Н. И., Булыгина И. И., Квартальнов В. А. и другие. Авторы сходятся во взглядах, утверждая, существуют следующие виды социокультурной анимации : «рекреационная анимация», «гостиничная анимация», «туристская анимация», отличающиеся многообразием существующих форм и программ досуговой анимационной деятельности. Это разнообразие сказывается не только в гостиничном бизнесе, при формировании туристских маршрутов, но и вообще в организации досуга людей в культурно – досуговых учреждениях.
В социокультурной анимации в культурно – досуговых учреждениях могут быть использованы многообразные методы. По мнению, Гальперины Т. И., в культурно - досуговой деятельности методами принято называть способы воздействия на аудиторию. Методы должны быть избраны такие, которые повысят воздействия на потребителя: наилучшим способом донесут информацию до аудитории, сделают ее более убедительной и восприимчивой.
Рассмотрим основные методы социокультурной анимации, которые возможно применить в культурно – досуговых учреждениях.
Одним из основных приёмов в анимации является метод игры. Игра - организация мнимой ситуации, в которой действуют реально, используя свои знания, умения, опыт, но по установленным правилам, сообразно своей роли в игровой деятельности. Игровая деятельность выявляет знания, интеллектуальные силы и эрудицию участников, например: «Что? Где? Когда?», «КВН», «Поле чудес» и другие. Существует великое множество игр различных направлений, которые возможно реализовать в культурно – досуговых учреждениях, но главное, умение играть - это показатель культуры человека и общества в целом.
Большую роль в развитии анимации в культурно – досуговых учреждениях играет метод театрализации. Театрализация - организация единого действия на основе драматургического (сценарного) и режиссерского замысла, подчиняющего себе все составляющие происходящего события. Основная задача театрализации - создание зрелищно активной (интерактивной) ситуации, при которой участник события проникается общим настроением и, увлеченный единым порывом, совершает коллективные действия.
Необходимым приёмом в анимационной деятельности является метод состязания. Состязание – это внутренняя «пружина» раскручивания творческих сил, стимулирование к поиску, открытию, достижению побед над собой. Примером, где наиболее ярко раскрывается метод состязания, является спортивные анимационные программы («Весёлые старты», «Праздник спорта», Самый ловкий и умелый» и другие).
Немаловажный смысл несёт в себе метод равноправного духовного контакта. Он основан на демократическом общении, на совместной деятельности участника и специалиста – аниматора, как равноправных членов творческих объединений, где нет подчинённых и исполнителей.
Таким образом, социокультурная анимация направлена на развитие основных качеств, способностей, заложенных в человеке. При этом все методы анимации тесно взаимосвязаны и способствуют реализации главных задач: обучению, воспитанию, развитию, восстановлению физического и эмоционального состояния, приобретение активности и бодрости в жизнедеятельности человека.
Подводя итоги, можно сказать, что социально – культурная анимация включает в себя различные теоретико-методологические аспекты, которые носят многосторонний характер, соответствующий разнообразию потребностей, интересов и запросов людей. При помощи многообразных видов анимации и реализующих методов происходит приобщение человека к культуре, к творчеству, к эффективному и здоровому проведению свободного времени. По словам французской исследовательницы Анн-Мари Гурдон: «Социально - культурная анимация представляет собой не только развлекательно – игровой элемент, но и мировоззренческий потенциал для всего общества».