Людмила Александровна Кравченко
Значение и многообразие культурно-досуговой деятельности в жизни подростков
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Актуальность данной темы в следующем: Досуг оказывает огромное воздействие на все сферы жизнедеятельности человека и содержит в себе значительный воспитательный потенциал. Однако характерной тенденцией наших дней в сфере досуга подростков, отмечаемая исследователями Л. А. Акимовой, Н. Д. Вавилиной, Ю. А. Стрельцовым, В. Я. Суртаевым и др., является существенная невостребованность культурно-развивающего потенциала социокультурной сферы значительной частью подростков. Как показывает социальная практика, досуг при относительно низкой культуре его использования (стихийность протекания, потребительское отношение, престижно-конформистская мотивация и др.) не только не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, духовно-культурного и физического развития, расцвета творческих способностей, а иногда и превращается в криминогенный фактор общества.
Темочки:
Таким образом, в настоящее время проблема эффективного использования воспитательного потенциала культурно-досуговой деятельности в применительно подросткового возраста приобрела особую актуальность, ибо досуговая сфера, являясь одной из доминирующих в жизни людей, имеет важнейшее значение и оказывает решающее влияние на развитие личности.
Данная работа соответствует профессиональному модулю ПМ02- организация досуговых мероприятий, тесно связана со специальностью педагогика дополнительного образования и посвящена проблеме культурно-досуговой деятельности в жизни подростков.
Цель работы: теоретическое изучение особенностей культурно- досуговой деятельности и эффективных методов работы по организации культурно- досуговой деятельности детей подросткового возраста.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Дать характеристику понятия культурно-досуговой деятельности.
3. Охарактеризовать формы и методы работы по организации культурно-досуговой деятельности.
4. Рассмотреть особенности организации культурно-досуговой деятельности с подростками.
1. Понятие и особенности культурно-досуговой деятельности
Феномен культурно-досуговой деятельности вошел в научный оборот достаточно недавно, с начала 80-х годов. Появление данного понятие выступает логическим следствие теоретического осмысления проблемы досуговой деятельности, в частности, подхода к определению его специфики как частного варианта деятельности человека. Интенсивная разработка проблемы досуга и досуговой деятельности началось в 50-60 годы. Проработке данной проблеме предшествовало сокращение в середине 30-х годов рабочего дня, а также начавшиеся исследования различных категорий населения.
В качестве импульса для развития досуговой деятельности стало активное развитие средств массовой коммуникации, появление таких видов досуга, как телевидение, существенным образом изменило представления людей относительно досуговой деятельности, а также способах поведения человека за пределами профессиональной деятельности. В рамках данного контекста понятие досуга стало рассматриваться в системе таких близких понятий, как свободное время, нерабочее время и т. п. Отметим, что человеческая деятельность может рассматриваться общим, объединяющим все указанные понятия термином, так как именно досуговая деятельность может рассматриваться как специфическая форма проявления времени на уровне общественного бытия человека.
В целом, под культурно-досуговой деятельностью понимается деятельность субъектов, то есть личностей, а также социальных общностей в производстве, потреблении, сохранении, а также распространении культурных ценностей посредством проведения и организации свободного времени.
Анализ культурно-досуговой деятельности возможно осуществить в контексте ее сущностно-содержательных характеристик, структуры, направленности, субъектов, функций и т. п. Структуру культурно-досуговой деятельности целесообразно рассматривать в контексте функционирования ее основных субъектов, в частности – личностей и социальных общностей посредством определения и анализа потребностей людей, их установок, интересов, ценностных ориентаций и мотивов. Указанные компоненты культурно-досуговой деятельности в конечном итоге определяют культурно-досуговую деятельность как сравнительно самостоятельную сферу жизни и деятельности отдельных социальных общностей.
Как правило, выделяют следующие признаки культурно-досуговой деятельности:
1. Культурно-досуговая деятельность выступает результатом свободного выбора занятий;
2. Культурно-досуговая деятельности не обусловлена некоторой «внешней» необходимостью;
3. Культурно-досуговая деятельность осуществляется не с целью получения материальной выгоды.
Помимо указанных признаков целесообразным является учет социокультурного контекста, а также соответствующего ему социального пространства, так как культурно-досуговая деятельность не может использоваться вне социальных норм, культуры, системы правил и ролей.
Необходимо иметь в виду то обстоятельство, что культурно-досуговая деятельность характеризуется наличием специфических особенностей, так как она направлена на освоение мира культуры отдельной социальной общностью или же человеком. Таким образом, мы можем говорить о том, что побудительным мотивом для культурно-досуговой деятельности выступает реализация определенных культурных потребностей членов определенной социальной общности в творческой деятельности, познании, деятельности общения и т. п.
Следует отметить то обстоятельство, что в зарубежных исследованиях предпринимаются отдельные попытки вычленения такого рода деятельности из общей системы культурно-досуговых занятий. Например, Р. Стэббинс в 90-х годах ХХ века вводит в научный оборот понятие «серьезный досуг», под которым понимаются устойчивые занятия любителя или же участника общественной самодеятельности – то есть волонтера, которая увлекает человека множеством возможностей, а также свойственной ей комплексностью деятельности. Данный вид досуговой деятельности существенным образом отличается от случайного досуга, который предполагает обычно гораздо меньше возможностей, характеризующейся куда как меньшей сложностью структуры, а также редко предполагающей совершенство исполнения такого рода деятельности.
Отметим, что в рамках культурно-досуговой деятельности, как и в любой другой деятельности человека, можно вычленить цели, результаты, средства осуществления процесса, определить отдельные механизмы, мотивы, ценностные установки и т. п. При этом важнейшими субъектами культурно-досуговой деятельности выступают отдельные личности и социальные общности, которые объединяются по территориальным, профессиональным, религиозным и иным признакам. Именно данные общности могут характеризоваться как совокупность коллективных и индивидуальных субъектов досуговой деятельности, которые участвуют в ее осуществлении и организации, так как именно они осуществляют определение ее задач, целей, а также содержания.
Разные субъекты досуговой деятельности осуществляют реализацию собственных потребностей в разных занятиях, многие их которых организовываются самими субъектами. В данном смысле они могут рассматриваться как субъекты досуговой деятельности. Например, к ним можно отнести отдельные социальные общности людей по интересам.
Содержание культурно-досуговой деятельности достаточно динамично. Оно характеризуется изменчивостью по мере накопления социального опыта социальными общностями и отдельными индивидами в процессе освоения окружающей действительности, в процессе развития информационного общества. Структура и содержание культурно-досуговой деятельности обуславливается определенной категорией культуры, которая сформировалась в определенном обществе, и существенным образом связана с традициями, образом жизни разных социальных групп, а также с их менталитетом.
Культурно-досуговая деятельность проявляется в разного рода формах. Формы могут классифицироваться по разным основаниям – по субъекту деятельности выделяют групповые, массовые, индивидуальные. По месту осуществления деятельности могут быть выделены домашние и внедомашние формы культурно-досуговой деятельности. По характеру организации можно выделить институциональные и неорганизованные формы. Относительно показателя уровня активности можно выделить активные и пассивные формы культурно-досуговой деятельности.
В настоящее время ученые сходятся во мнении о том, что такие виды деятельности, как чтение литературы, просмотр телепрограмм, посещение музеев, театров относятся к пассивным формам культурно-досуговой деятельности, тогда как работа в технических секциях и кружках относятся к активным формам.
В качестве критерия определения отдельных функций культурно-досуговой деятельности можно выделить степень направленности деятельности социальных общностей и личности в процессе осуществления культурно-досуговой деятельности. В соответствии с данным критерием выделяются такие функции культурно-досуговой деятельности, как образовательно-развивающая, преобразовательно-созидательная, рекреативно-игровая функция, информационно-коммуникативная, функция отдыха, функция регуляции.
Педагоги дополнительного образования в своей деятельности чаще всего занимаются организацией досуга для детей и подростков. Несмотря на сетования по поводу нехватки времени, у современных детей довольно много времени свободного от учения, домашних заданий, общественных и бытовых обязанностей. В среднем 180 дней каникул, воскресений и праздников и ещё примерно 100 дней за счёт часов, остающихся в личном распоряжении школьников после учебных занятий.
Принципы педагогики досуга:
Принцип интереса – досуговая активность или пассивность человека в полной мере определяется наличием или отсутствием интереса к ней.
Принцип совместной деятельности – совместная деятельность формирует ценностно-ориентационное единство группы, ведёт к повышению уровня досуговой деятельности.
Потенциалы детского досуга:
1. Досуг - сфера самовоспитания;
2. Естественные потребности в свободе и независимости;
3. Пределы самостоятельности и трудности;
4. Самоутверждение среди сверстников, признаки собственной личности;
5. Досуг есть «зона» удовлетворения притязаний общения.
Содержание досуга детей можно условно подразделить на ряд принципиальных групп:
Первая: связана с функцией восстановления различных сил ребёнка (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы развлечения и др.)
Вторая: с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещениевыставок, музеев, путешествия, поездки и т. д.)
Третья: с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская, прикладная).
Четвёртая: реализует потребность в общении (клубная, кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, праздники, диспуты, танцы, вечеринки и т. д.).
Пятая: группа связана с целенаправленной творческой, учебной деятельностью детей (выездные лагеря, смотры, конкурсы, каникулярные объединения, туристические походы, школы актива и т. д.).
Следует помнить, что в сфере детского досуга постоянно изменяются иерархия и целевая направленность интересов ребят. От этого зависит выбор досуговой деятельности ребёнка.
Закон досуговой деятельности – сублимация, т. е. процесс преобразования и переключения энергии аффективных (душевных, эмоциональных) влечений, волнений на цели социальной деятельности и культурного творчества.
2. Формы и методы организации культурно-досуговой деятельности
Культурно-досуговая деятельность служит объектом воздействия разнообразных по длительности и интенсивности факторов. Исследование объективных факторов, определяющих воспитательное воздействие окружающей среды, дают право выделить в качестве основной детерминанты образ жизни, который тем и отличается от условий жизни, что это сама конкретная жизнедеятельность подростка, взрослого, семьи в целом.
Сложность и многообразность этой жизнедеятельности, как и культурной среды социума, делают объективно необходимым само основание инвариантности культурно-досуговой деятельности, как и построение самых различных видов, программ и отдельных форм этой деятельности.
В качестве наиболее распространенных оснований для построения типологий видов, программ и отдельных форм культурно-досуговой деятельности, исследователь Б. А. Титов рассматривает следующие:
1. по субъекту деятельности – культурно-досуговая деятельность осуществляется в массовой, групповой, индивидуальных формах;
2. по месту осуществления – домашние и внедомашние формы культурно-досуговой деятельности;
3. по характеру организации – институциональные, общественно-организованные и личные формы культурно-досуговой деятельности;
4. по наличию творческого элемента – активные и пассивные формы культурно-досуговой деятельности.
Виды игр:
1. Спортивные и подвижные;
2. Двигательные забавы и аттракционы;
3. Дидактические и познавательные;
4. Народные и национальные;
5. Строительные, технические и трудовые;
6. Музыкальные и хороводные;
7. Игры-упражнения психологического характера;
8. Игры-тренинги;
9. Игры-развлечения;
10. Игры-шутки;
11. Ролевые и сюжетно-ролевые, режиссёрские;
12. Деловые и организационно-деятельностные.
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации. Известный психолог Д. Н. Узнадзе отмечает, что игра- это форма психогенного поведения, т. е. имманентного (внутренне присущего) личности.
В любом случае, культурно-досуговая деятельность реализуется в рамках различных форм и институтов, таких, как государственные и общественные службы социальной защиты, социальной помощи семье, разного рода формальных и неформальных объединениях, в которых осуществляется ассоциация разных социальных и возрастных категорий населения, а также ассоциации, которые объединяют профессиональных работников, которые заняты в сфере социальной помощи и социальной защиты, общества и объединения лиц, которые нуждаются в социальной защите и социальной помощи.
Преимуществами такого рода объединений выступают такие факторы, как:
1. Прямая передача опыта от старших к младшим детям, причем младшие заимствуют общественно приемлемые манеры поведения, они приобретают умения и навыки деятельности в конкретных условиях.
2. Имеются возможности для каждого раскрыться как личность вокруг некоторой привлекательной идеи или интересной совместной деятельности.
3. Удовлетворяются возрастные потребности у младших, младшие – получают пример, тогда как старшие утверждаются как лидеры.
4. Сотрудничество младших и старших значительно обогащают отношение детей в таких объединениях, непременно воспитывается уважительное отношение как к младшим, так и к старшим.
5. Формируется широкая система социальных связей, которые исключают опасность замкнутости, отгороженности от других коллективов.
6. Помимо обозначенных принципиальных подходов к определению стратегий деятельности, места и роли органов управления и учреждений культуры в системе профилактической работы, существуют совершенно конкретные направления деятельности относительно профилактики правонарушений с использованием ресурсов учреждений культуры.
В первую очередь, это реализация проектов и проведение культурно-массовых мероприятий, непосредственно направленных на воспитание правовой культуры подрастающего поколения, на формирование позитивных жизненных установок и культурных стереотипов, которые помогут подросткам и молодежи легче адаптироваться во взрослом мире. При проведении мероприятий очень важно учитывать психологические особенности подростков и молодежи, максимально уходить от дидактики и принципа запрета. Вместо «нельзя» (нельзя совершать преступления, употреблять наркотики, пить, курить и т. д.) лучше говорить «можно» - можно заниматься творчеством, читать, петь, рисовать, играть на гитаре, танцевать рэп и т. д. И тогда ваша жизнь станет интересной, насыщенной и практически не останется времени на пустое времяпрепровождение.
Самой популярной и востребованной формой организации молодёжного досуга по-прежнему остаётся дискотека.
Дискотека способна синтезировать в себе самые разные виды художественного творчества, любительского увлечения. Впитывая в себя веяние нового времени, она создаёт прекрасные возможности для проявления творческой активности, расширения различных познаний и интересов.
Большую роль в свете рассматриваемой проблемы играют библиотеки как учреждения, осуществляющие информационно-просветительскую деятельность по формированию у подрастающего поколения правовой культуры, негативного личностного отношения к совершению противоправных действий.
3. Особенности организации культурно-досуговой деятельности с подростками
Культурно-досуговая деятельность представляет собой сложное многоуровневое социальное явление, включенное в многообразие педагогически управляемой системы отношений.
В совокупности с социально полезной, культурно-досуговая деятельность выступает в роли ведущего, направляющего, определяющего начала социализации подростков, активного вовлечения в процесс всестороннего развития, освоения опыта старших поколений, приобщения к непреходящим ценностям общемировой и национальной культуры. В культурно-досуговой деятельности подросток усваивает культурные нормы, ценности и образцы поведения. У него формируется глубокий, осмысленный подход к действительности, помогающий высветить его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, общества, макро- и микросреды.
Грамотная организация досуговой деятельности в настоящее время может рассматриваться как действенная альтернатива подростковой и детской безнадзорности, которая является одной из предпосылок отклоняющегося поведения и противоправных действий.
Подростки в силу своих особенностей, особенно восприимчивы ко всему новому и непознанному, вместе с тем, они также не особенно задумываются о последствиях своих действий и поведения. При этом подростки неустойчивы в идеологическом плане, в их умы проще внедрить как отрицательный, так и положительный образ.
Когда отсутствует положительная альтернатива, когда нет положительных образцов поведения, то идеологический вакуум подростка быстро заполняется алкоголем, наркотиками, вредными знакомства и прочим.
В связи с данным обстоятельством основная задача органов управления и учреждений культуры выступает организация досуговой занятости подростков и детей, расширение и совершенствование перечня предоставляемых услуг с учетом предпочтений подростков.
Культурно-досуговая деятельность служит объектом воздействия разнообразных по длительности и интенсивности факторов. Исследование объективных факторов, определяющих воспитательное воздействие окружающей среды, дают право выделить в качестве основной детерминанты образ жизни, который тем и отличается от условий жизни, что это сама конкретная жизнедеятельность подростка, взрослого, семьи в целом.
Жизнь в обществе не возможна без общения и взаимодействия с другими людьми. Поэтому важным фактором развития и формирования личности является процесс общения и совместной деятельности с другими людьми. Каждый человек является включенным сразу в несколько социальных групп (семья, школьный класс, дружеская компания и т. д.). Каждая из значимых социальных групп вносит свой вклад в психологию и поведение личности, под влиянием группы формируются и социально-психологические характеристики. Вся жизнь человека протекает в сложной разветвленной системе общественных отношений.
Вхождение человека в эти общности отражается в процессе социализации. Не случайно А. Н. Леонтьев отмечал, что в коллективе человек вступает в те общественные отношения, которые определяют формирование его личности, ее установок, потребностей, мотивационной структуры.
Для подростка процесс взаимоотношений в коллективе школьного класса является одним из важных направлений социализации. Группа сверстников оказывает на развитие подростка огромное, а часто и решающее воздействие. Большую часть своего опыта ребенок приобретает в общение со сверстниками. Поэтому рассматривать развитие личности подростка в отрыве от общения со сверстниками не имеет смысла.
Самооценка ребенка развивается в обществе сверстников и родителей. Исследование связи между формой общения подростка в семье и степенью адекватности и устойчивости его самооценки показала, что у подростков, имевших доверительные отношения с родителями, преобладала адекватная и устойчивая самооценка, а для подростков из семей регламентированным типом общения была более характерна неустойчивая и неадекватная самооценка. Так, высокая самооценка и хорошая социализация сочетаются с наличием теплых и доверительных отношений между детьми и родителями, требовательностью и строгой дисциплиной одновременно с уважением и относительной автономией подростка. Дети с низкой самооценкой, выраженным чувством собственной изолированности и ненужности, малой социальной активностью и неудовлетворенностью в межличностных контактах имели негативный опыт внутрисемейных отношений: преобладание «воспитательных» рациональных воздействий над непосредственным эмоциональным отношением, наказание как основной способ контроля, отсутствие четкой воспитательной программы. Таким образом, благоприятным условием развития позитивной самооценки можно считать эмоциональную вовлеченность родителей в жизнь ребенка, не препятствующую, однако, развитию его самостоятельности.
Культурно-досуговая деятельность выступает одним из главных направлений, способствующим становлению социальной активности подростков, вовлекая ее в различные виды творчества, досугового общения, формируя культуру потребления определенных ценностей (эстетических, духовно-нравственных, социальных, творческих и др.).
Заключение
У современной молодежи отдых и досуг являются немаловажными формами жизнедеятельности. Культурно-досуговая форма деятельности вытесняет ведущую трудовую деятельность и труд как социальную потребность. От удовлетворенности досуга в подростковом возрасте зависит удовлетворенность жизнью в целом. Но в то же время мы вынуждены констатировать, что культурно-досуговая деятельность молодежи зачастую не организованна, а является спонтанным выбором подростка.
В представленной работе было раскрыто понятие и особенности культурно-досуговой деятельности, виды досуга, принципы педагогики досуга, формы и методы культурно-досуговой деятельности. Во второй части работы представлены особенности данного вида деятельности с подростками.
Таким образом, можно сделать вывод, что правильно организованная деятельность в коллективе, различные формы и методы работы педагогов при организации досуга подростка, дают возможность через занятость подростка и организацию общения решить его проблему одиночества и потерянности. Повысить его самостоятельность, самооценку, сформировать ряд социально значимых навыков и умений. В культурно-досуговой деятельности подросток усваивает культурные нормы, ценности и образцы поведения. У него формируется глубокий, осмысленный подход к действительности, помогающий высветить его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, общества. Помимо этого она позволяет сформировать правильное социальное поведение подростков.