Екатерина Рыкова
Планирование образовательной деятельности в дошкольных учреждениях
▼ Скачать + Заказать документы
Повышение качества дошкольного образования в современной образовательной практике, согласно ФГОС ДО, подразумевает повышения качества трех её основных составляющих:
-содержания образования;
-условий, в которых реализуется содержание;
-результатов (целевых ориентиров, которых достигает ребенок в итоге освоения примерной программы, реализуемой в дошкольной организации (5).
Публикация «Планирование образовательной деятельности в дошкольных учреждениях» размещена в разделах
Планировать – составлять, разрабатывать планы, проекты, размечать какое-либо место, пространство подо что-либо в соответствии с планом (24, продумывать последовательность будущих действий. Термин «план» толкуется, как: система взаимосвязанных, направленных на достижение единой цели плановых заданий, определяющих порядок, сроки и последовательность осуществления программ, работ или отдельных мероприятий; способ кратко (или полно) зафиксировать целевые ориентиры, последовательность организации образовательной деятельности с детьми.
Планирование образовательной процесса с детьми – составная часть педагогической деятельности, существенным признаком которой, по мнению А. Н. Леонтьева (20, С. Л. Рубинштейна (25, является её продуктивно-преобразующий характер, социальность и осознанное целеполагание. Планирование не вступает в противоречие с образовательной программой, реализуемой в дошкольной организации, отражает структуру образовательного процесса (целевой, содержательный, организационный, учитывает приоритетные направления деятельности ДОУ, определяет перспективу их развития. В условиях личностно ориентированного образования мотивация планирования связана с повышением качества дошкольного образования.
Проанализировав литературу, посвященную вопросу планирования образовательной работы в ДОУ (8, 9, 11, 21, 26, мы пришли к выводу, что сегодня все планы образовательной деятельности дошкольных учреждений в большинстве ДОУ традиционно подразделяются на:
- перспективные – составляются на длительный срок (примерная структура составления годового плана приведена в Приложении 1);
- календарные – составляются на короткий срок.
То есть основой для составления календарного плана служит план перспективный.
Что касается видов планирования, то их можно разделить на несколько групп:
- годовое планирование : планирование работы всего детского сада (как правило, данный вид планирования осуществляет либо руководитель ДОУ, либо старший воспитатель (педагог);
- тематическое планирование : подразумевает планирование по отдельным видам воспитательно-образовательной деятельности (его составлением занимаются авторы парциальных программ или руководитель ДОУ совместно со старшим воспитателем);
- индивидуальное планирование : планирование деятельности специалистов узкой направленности, которые работают в ДОУ (составление возложено на плечи самих специалистов – логопедов, психологов, преподавателей музыки, рисования, физической культуры и т. д.);
- планирование работы с дошкольниками конкретной возрастной группы (данный вид планов составляется воспитателями групп под контролем старшего воспитателя).
Для обеспечения успешности воспитательно-образовательного процесса необходимо, чтобы план обладал следующими характеристиками:
- единство;
- непосредственность;
- гибкость;
- прогностичность.
О. Р. Меремьянина (22) пишет, что для реализации образовательных программ, разработанных с учетом ФГОС ДО целесообразным является выделение в перспективном плане нескольких основных разделов:
- «Образовательное сотрудничество с родителями»;
- «Индивидуальная работа с детьми»;
- «Содержательная интеграция деятельности воспитателя со специалистами ДОУ»;
- «Профессиональное саморазвитие»;
- «Организация развивающей предметно-пространственной среды».
В разделе «Образовательное сотрудничество с родителями» целесообразно указывать формы работы с родителями, требующие от воспитателя специальной подготовки к их организации и проведению: родительские собрания, практикумы, мастер-классы, индивидуальные и групповые консультации, конференции, разработка анкет, вопросников, обработка полученных результатов, пополнение информационных центров новыми рекомендациями и т. д.
Содержание раздела «Индивидуальная работа с детьми» планируется, исходя из реальных проблем, выявленных в результате наблюдений и констатации педагогом фактов конкретных затруднений детей на занятиях или других видах детской деятельности. Затруднения детей являются объективным основанием при проектировании программы индивидуального сопровождения ребенка, выборе форм индивидуальной работы.
Раздел «Содержательная интеграция деятельности воспитателя со специалистами ДОУ» выделяется при условии наличия в дошкольном учреждении специалистов : музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре, иностранному языку, изобразительной деятельности, хореографа, логопеда, тифлопедагога. В разделе планируются совместные мероприятия, определяется их цель, назначаются ответственные за подготовку и проведение.
В разделе «Профессиональное саморазвитие» педагоги фиксируют мероприятия, направленные на повышение уровня собственной профессиональной компетентности. Формы работы отражают усилия педагога, направленные на развитие конкретных профессиональных компетенций. Методические материалы, разработанные в процессе деятельности, пополняют профессиональный портфолио педагога, используются при проведении процедуры самоанализа.
Содержание раздела «Организация развивающей предметно-пространственной среды» планируется с учетом тематической направленности занятий, времени года, специфики группы, запросов детей, возрастных потребностей, индивидуальных интересов, зоны их ближайшего развития.
Все занятия по рассмотренным разделам (их количество и продолжительность, организационные формы) определяются расписанием занятий ДОУ.
В большинстве случаев, как уже говорилось, основой планирования всех видов образовательной деятельности в ДОУ является перспективный план, который, помимо проверенных годами преимуществ имеет и ряд недостатков, в частности:
- перспективное планирование, в отсутствии календарного (комплексно – тематического) плана, не раскрывает содержания деятельности, методические приемы, не конкретизирует дидактическое обеспечение;
- не всегда позволяет равномерно распределить деятельность по ее видам в течение определенного отрезка времени;
- избежать прецедента дополнительной нагрузки на детей или ее необоснованного отсутствия;
- затрудняет осуществление методического контроля над выполнением планируемых мероприятий.
ФГОС ДО (5) не предусматривает жестко заданных требований к формам и видам планирования образовательного процесса дошкольных образовательных учреждений. Вероятно, разработчиками Стандарта предполагалось, что ко всем дошкольным образовательным программам, которые будут внесены в федеральный образовательный реестр, будут прилагаться конкретные рекомендации по планированию образовательной деятельности ДОУ, использующих какую-либо программу.
Сегодня наиболее актуальным, востребованным и эффективным для реализации целей и задач ФГОС ДО считается комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности.
Долгое время комплексно-тематическое планирование использовалось при работе с детьми, которые имеют особые образовательные потребности. Однако в последние годы проявляется устойчивая тенденция по использованию данного вида планирования и в образовательной деятельности ДОУ общей направленности (некоррекционного вида) (26, 41-42).
Составление комплексно-тематического плана образовательной деятельности подразумевает, во-первых, проведение проблемно-ориентированного анализа достижений и затруднений дошкольников и учет результатов проведенной диагностики при составлении плана; во-вторых, выбор таких форм, приемов и методов преподавания, которые максимально эффективно будут способствовать достижению положительных результатов в обучении каждого ребенка; в-третьих, определение форм контроля и учета качества образовательного процесса; и наконец, в-четвертых, использование приемов и методов педагогики сотрудничества с дошкольниками и их родителями для формирования мотивации к активной деятельности всех участников образовательного процесса.
Основным образовательным содержанием комплексно-тематического плана являются события, позволяющие дошкольнику успешно «ориентироваться в четырех мирах действительности: мире живой и неживой природы, рукотворном мире, мире общественных (социальных отношений, мире собственной внутренней жизнедеятельности» (26, 43). При разработке комплексно-тематического плана педагогом выделяются основные «узловые» темы. Темы занятий «многослойны», то есть они повторяются с определенным усложнением в каждой возрастной группе. Возвращение к теме в иных педагогических условиях, на другом содержании, возрастном уровне развития помогают ребенку успешно освоить информацию, овладеть новыми способами общения и познания окружающего мира, формирует компетентность как особую «практическую умелость, опыт» при решении несложных жизненных ситуаций. Ход занятия, методические приемы, формы предварительной и индивидуальной работы с детьми, дидактические материалы, то есть все основное методическое и дидактическое сопровождение педагоги отражают в конспектах, сценарных планах занятий. Помимо основного образовательного содержания воспитателю целесообразно иметь дополнительный тематический материал: тексты художественных произведений, дидактические игры и игровые упражнения, творческие задания для самостоятельной исследовательской деятельности, иллюстрации, модели, схемы и др. Дополнительный материал обеспечивает педагогам свободу выбора содержания с учетом возможностей детей и реальной образовательной ситуации.
Комплексно-тематический план может составляться воспитателем при участии специалистов ДОУ, которые на своих занятиях творчески обогащают и развивают возможности детей, добиваясь при интеграции усилий высоких образовательных эффектов.
Таким образом, можно говорить о том, что сегодня традиционные подходы к планированию образовательной деятельности нуждаются в доработке и корректировке. Необходимо учитывать не только возрастные особенности каждой группы дошкольников, но и индивидуальные особенности каждого ребенка в отдельности. В связи с чем перспективным представляется комплексно-тематический подход к планированию. К составлению планов, как календарных, так и перспективных целесообразно привлекать весь педагогический коллектив ДОУ: это обеспечит более высокое качество планирования, а значит и всего образовательного процесса в целом.