Фирая Просвирина
Технология ТРИЗ как средство развития познавательного интереса дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского муниципального района Новосибирской области –
детский сад «Родничок»
«Технология ТРИЗ как средство развития познавательного интереса дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности»
Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории,
Просвирина Ф. Т.
г. Куйбышев, 2023
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Познавательное развитие. Образовательные технологии
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Консультации для педагогов
- ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач
- Экспериментирование. Консультации для педагогов
- Темочки
Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование является одним из ведущих видов деятельности у детей. «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Свою работу по применению технологии ТРИЗ в образовательной деятельности я интегрировала в парциальную программу «Архимед» по формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно- экспериментальную деятельность. ТРИЗ- технология помогает рассмотреть исследуемый объект с разных сторон, найти положительные и отрицательные стороны вещей. В дальнейшем учит думать системно, с пониманием происходящих процессов.
Целью образовательной парциальной программы «Архимед» является: развитие у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Исходя из поставленной цели были намечены следующие задачи, которые вы можете увидеть на экране:
• Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
• Развивать у детей мышление, речь, мыслительные процессы: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение, суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности : в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применение в деятельности.
• Активизировать речь и обогащать словарь детей новыми терминами.
• Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Работа началась с детьми 3 лет со знакомства с анализаторами, помощниками умной головы. Дети усвоили, что все объекты можно анализировать с помощью глаз, рук, языка, носа или ушей. Узнали, что есть объекты, которые не издают звука, не пахнут, или их не видно и нет возможности потрогать руками. Сделали вывод о том, что наши анализаторы нас могут обмануть и тем самым вводят в заблуждение нашу умную голову. Например, иногда дети не могут определить по звуку содержимое ящика.
Погружаясь дальше мы приступили к изучению значков имен признаков. На каждом занятии детям предлагалось определить признак того или иного материала или объекта, будь то- земля, песок, глина, воздух или вода.
С признаком «Вес» дети познакомились с помощью песка. На мольберте был прикреплен уже знакомый значок признака «Влажность», была дана задача: увеличить вес песка в одной из чаш, не подсыпая песок и не уменьшая его в другой чаше. Несколько ребят догадались, что нужно песок увлажнить, добавив воды.
На первом году обучения, используя методическое пособие Костяевой «Учим детей фантазировать», мы познакомились с 13 именами признаков, кроме «Действия», «Направления», «Материала», «Изменения во времени» и с четырьмя волшебниками преобразователями: «Увеличения-Уменьшения», «Оживления и Окаменения»; с кругами Луллия.
закрепляли материал с помощью игр: «Рыбалка» и «Что я знаю».
В средней группе мы продолжили знакомство с именами признаков, узнали новых волшебников «Дробления- объединения», «Могу все- могу только». Дети начали учиться правильной формулировке вопросов по схеме.
В опытно- экспериментальной деятельности использовали метод маленьких человечков, который дал возможность понять структуру твердых, жидких и газообразных веществ. На всех занятиях по опытно- экспериментальной деятельности, связанных с воздухом, жидкостями, сыпучими материалами и твердыми веществами, мы используем подвижные игры по ММЧ. Они дают простор детской фантазии. Например, называю материал, а дети должны взяться за руки, если это твердое вещество. Если жидкое, то стоять по отдельности и покачиваться, а если же это газ, то передвигаться хаотично по группе.
По ММЧ мы составляем схемы перехода вещества из одного состояния в другое, используя настольную игру «Найди домик».
Активно использую метод «Лента времени». Так мы по «ленте времени» рассматривали камень. Дети узнали, что раньше он был горой, а стал щебнем для дороги, или экспонатом выставки. Рассматривая в пятиэкранке снеговика, сделали вывод, что снеговик живет на небе, в облаках, а потом опускается на землю в виде снега.
Побывав в «Песочной стране», дети помогли песчинке найти своих друзей. Реализуя проект «Воздух», узнали, что маленькие человечки так же живут в воздухе.
Для определения свойства такого материала как «Дерево» совместно с родителями воспитанников подготовили экспонаты для выставки «Тепло деревянных вещей», и посетили выставку в районном Доме культуры.
Окунувшись в мир «Воды», проводили не только опыты, но и узнали «Может ли вода быть твердой» и осуществили проект «Ледяное царство».
Также изучили «Фокусы с магнитом», рассматривали «Камни».
В рамках реализации программы «Архимед» мы проводим традиционные мероприятия:
- День изобретателя (17 января, когда дети придумывают новый объект, ищут объект в прошлом;
- квест «В поисках знаний с королевой науки», где дети проводят опыты и эксперименты на улице;
- развлечение «Песочная фантазия», когда ребята определяют виды песка, строят схемы.
Положительных результатов в работе с детьми можно достигнуть только в тесном взаимодействии с семьей. На начальном этапе в своей работе с родителями знакомила их с методом ТРИЗ через беседы, консультации. Темы консультаций: «ТРИЗ в детском саду и дома», «Роль семьи в развитии интереса ребенка к экспериментальной деятельности», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «ММЧ - что это?». Провела родительское собрание «Волшебный мир эксперимента», где представила видео открытого занятия с детьми с использованием ТРИЗ- технологии. Также пригласила родителей и детей параллельной группы на занятие родительского клуба и познакомила их с играми данной технологии.
Такая работа способствовала установлению контакта и дальнейшего тесного сотрудничества с родителями. Родители отметили о появлении у детей новые способности. Они отметили, что дети не просто играют, а обследуют объекты, размышляют, умеют подобрать нужные слова. Родители дали положительную оценку использованию новой технологии в обучении их детей, по результатам анкетирования.
Одной из самых интересных форм работы является проектная деятельность, за прошедший период мы успели разработать и реализовать такие проекты, как «Волшебные пузыри», «Лук- зеленый друг», «Снег- снежок», «Что у нас под ногами?», «Ледяное царство».
Для успешного использования ТРИЗ - технологии в поисковой деятельности я создала соответствующую развивающую предметно - пространственную среду : Центр «Познавайкин мир», Лабораторию «Фиксиков», Стенд по «Системному опрератору», «Круги Луллия» и многое другое, а также в нашем детском саду находиться «STEM»- лаборатория», на прогулочном участке Центр по изучению свойств воды и песка. Развивающую предметно - пространственную среду постоянно пополняю различными пособиями, дидактическими играми.
Так как программа «Архимед» по опытно- экспериментальной деятельности рассчитана для детей от трёх до семи лет, мы продолжим работать с ТРИЗ технологией и в других возрастных группах, включая ее в опытно- экспериментальную деятельность.
В своей работе использую следующие методические пособия:
– Владимирова Т. В. «Сборник дидактических игр по ознакомлению дошкольников среднего и старшего возраста с явлениями неживой природы»;
-Владимирова Т. В. «Шаг в неизвестность» методика ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы;
-Гин С. И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду : пособие для педагогических дошкольных учреждений»;
-Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. «Обучение детей 4-6 лет работе с творческими задачами»;
Сидорчук Т. А. «Я познаю мир» методический комплекс по освоению детьми способов познания;
Костяева Н. А. «Учим детей фантазировать» методическое пособие по освоению детьми приемов фантазирования.
Одним из требований к осуществлению нашей программы, является фиксация опытов и наблюдений. Для этого я использовала уже знакомые детям анализаторы и значки имен признаков. Во второй младшей и до середины средней я помогала детям фиксировать опыты. В дальнейшем они сами фиксируют и зарисовывают последовательность действий.
Занимаясь по технологии ТРИЗ, я учу детей мыслить самостоятельно, решать поставленные перед ними задачи. Считаю, что занятия с применением элементов ТРИЗ снимают чувства скованности, помогают преодолевать застенчивость, развивают фантазию, логику мышления, воображение. ТРИЗ дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить.
В результате использования в работе методов ТРИЗ в поисково-исследовательской деятельности, у детей возникло положительное эмоциональное отношение к занятиям, совместной деятельности, возросла познавательная активность и интерес. Они стали проявлять большую активность в принятии самостоятельных решений. Помимо этого, у детей расширился кругозор, появилось стремление к новизне, к фантазированию; обогатилась речь, она стала более образной; развилось логическое, образное мышление; дети смело используют нетрадиционные приемы рисования. Повысился интерес к познавательно-исследовательским играм – экспериментам, эмоционально – личностное отношение к окружающему миру. Сформировались коммуникативные навыки, результаты знаний дети стали применять в игровой деятельности.
В дальнейшем я буду продолжать свою работу по данной теме, находить инновационные методы и приемы для успешного развития детей, а также продолжу поиск новых форм активной работы с родителями