Ялина Косолапова
Опыт работы «Современные образовательные технологии в работе с детьми раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Прежде чем начать своё выступление, давайте вспомним, что же такое эти «современные образовательные технологии»?
К современным образовательным технологиям можно отнести :
здоровьесберегающие технологии;
технологии проектной деятельности;
технология исследовательской деятельности;
информационно-коммуникационные технологии;
личностно-ориентированные технологии;
технология портфолио дошкольника и воспитателя;
игровая технология.
Публикация «Опыт работы „Современные образовательные технологии в работе с детьми раннего возраста“» размещена в разделах
Придя в детский сад, дети начинают свою адаптацию и социализацию. В жизни ребё нка происходит множество изменений: знакомство с новыми незнакомыми взрослыми и сверстниками, появляется необходимость соблюдать режим дня, необходимо соблюдать определённые правила, усваивать основы дисциплины. Привыкание (адаптация, к новым условиям) требует изменения некоторых, сложившихся ранее связей, привычек в поведении и быстрого образования новых. От правильной и быстрой адаптации в детском саду зависит состояние ребёнка не только в момент привыкания, но и в дальнейшем его нахождение в детском саду.
В своей работе, в период адаптации, я использовала следующие технологии :
Здоровьесберегающие технологии.
В период адаптации организм ребё нка испытывает огромную нагрузку: психологические и эмоциональные переживания ослабляют его, делают уязвимым для разных инфекционных заболеваний.
Чтобы избежать большой нагрузки на организм ребятишек, мне помогают различные формы организации образовательного процесса в таких режимных моментах, как: зарядка и оздоровительные мероприятия на протяжении всего дня. Мои воспитанники знают, что утро начинается с весёлой и активной зарядки, между занятиями мы используем шарики су-джок, а после сна, обязательны разминка с «Дорожкой здоровья» и закаливание (умывание после сна
). Также ребята с удовольствием посещают занятия физической культуры, особенно нравятся мероприятия на свежем воздухе. С родителями проводятся беседы по соблюдению режима дня воспитанниками и дома, даются рекомендации для плавной и спокойной адаптации без нагрузки.
Личностно-ориентированные технологии и технология исследовательской деятельности.
Малыши переступают порог детского сада. В их жизни наступает самый сложный период за всё их пребывание в детском саду – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям.
В период адаптации детей к детскому саду, воспитанники часто беспокойны, агрессивны, напряжены, замкнуты. Общение со сверстниками и взрослыми налаживается постепенно, преобладают отрицательные эмоции. Главное, в работе педагога в этот период «найти подход» к каждому ребенку, чтобы облегчить процесс адаптации. А это конечно же невозможно без знания индивидуальных особенностей, интересов малыша, его распорядка дня и способностях.
В пример хочу привести такую ситуацию, когда у нашего воспитанника было явное нежелание идти на контакт с воспитателями, детьми. Например, Эркеайым. Девочка отличалась от других детей поведением: была замкнута, насторожена, кричала долгое время при расставании с папой, к окружающим относилась с опаской и нежеланием идти на контакт, предпочитала только общество родных, проявление внимания к ней со стороны педагога - категорически отвергала. Это подтвердилось и после общения с мамой. По этой причине мы проводили ряд мероприятий для легкого вхождения ребенка в образовательный процесс : мама приводила девочку в разное время в группу для недлительного пребывания в начале процесса адаптации. Было предложено приходить после сна, чтобы избежать стресса передвижения по детскому саду для занятий и дневного сна. Затем, когда ребенок стал привыкать к режиму группы, девочка стала пробовать оставаться на сон. Когда пик адаптации в группе был пройден большей частью ребят, Ерке стала доверять и педагогам. Со сверстниками тоже стала проявлять себя дружественно.
Давайте рассмотрим другую ситуацию, отказ от еды. Девочка Ольга длительное время отказывалась от приема пищи, мама какое-то время стала её даже кормить с утра дома. Она не садилась со всеми за стол, не давала себя кормить. Со временем, смотря на других деток, стала садиться за стол. Начала кушать хлеб, съедать несколько ложек каши или супа. Вот так проходили завтрак и обед длительное время. Привыкание в этой ситуации организовывали тоже постепенно. Без особой настойчивости давали ребенку возможность самой принять решение начать кушать со всеми. После перешли к самостоятельному нахождению за столом рядом со сверстниками и полному приему пищи в течение дня.
В беседе с мамой выяснили, что девочка любит рисовать, собирать пирамидки, играть в мяч, бегать. Чтобы Ольга не чувствовала себя одинокой, я организовывала с ней индивидуальные игры: «Собери пирамидку по цвету», «Набрось кольца», «Передай мяч», «Терапия рисунком» и т. д. Путём такой целенаправленной работы, происходило постепенное включение её в различные виды деятельности во всех режимных моментах.
Индивидуальный подход к каждому ребёнку прослеживается и во время воспитания культурно-гигиенических навыков.
Агата отказывалась от посещения туалета. По этой причине были проведены масса бесед с родителями и девочкой. При разговоре с мамой выяснилось, что девочка агрессивно и дома реагирует на горшок. Выходом было одно – носить подгузник. Постепенно меняя подход вместе с родителями к Агате, рассказывая ей, что подгузник носят только лялечки, а она уже подросла, она стала доверять и ходить в туалетную комнату сначала за руку со мной, затем просто подходила и просила помочь ей. А сейчас она самостоятельно ходит на горшок, проблема была решена. Девочка со слов мамы стала спокойнее и дома. Они совсем отказались от подгузников, и ребёнок самостоятельно справляется в туалетной комнате.
Личностно-ориентированные технологии направлены на развитие присущих ребёнку личностных качеств и способностей, формирование положительной «Я» - концепции, развития творческих способностей. В рамках личностно-ориентированной технологии (развитие и обучение личности ребенка) в своей педагогической практике, помимо других, я использую следующие методы и приемы работы : использование сенсорных коробок в работе с детьми раннего возраста, фасоли и нетрадиционные методы рисования.
Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей точно, полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения между ними (цвет, форму, величину, расположение в пространстве). В зависимости от наполнения коробки, игры с ней могут развивать и совершенствовать тактильное восприятие, слух, зрение и обоняние малыша.
Основу для коробки я использую или таз для белья, или пластиковую большую коробку. Наполнитель: крупа (манка, рис, фасоль, крупная соль и т. д., природный материал (песок, разноцветные камни, жёлуди, нарезанная бумага, ватные шарики, мелкие игрушки.
Тематика сенсорных коробок также может быть разнообразной, например, по размерам/форме или цвету. Самая простая сенсорная коробка наполненная, например, фасолью с горохом, даёт возможность воспитаннику расширить свой тактильный опыт - он сможет трогать, пересыпать, перемешивать, исследовать, закапывать, откапывать, разбирать и просто играть.
Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приёмов, а просто играючи.
В раннем возрасте доступен такой вид нетрадиционного рисования, как рисование пальчиками, ватными палочками, трафаретами из овощей. Это способ промачивание пальцев руки к поверхности бумаги разными способами (кончиками пальцев ставим точки, рисуем пальчиками линии, прикладываем пальчики, кисти (раскрасим 1 - 2 пальчика и приложим их к бумаге - получаются заборчик, ветки деревьев, разные животные, соберём пальчики в пучок - получатся цветы, шары и снежинки). Ладошкой можно замазать фон, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом. По - разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки. Раскрашивая пальчиком изображение, малыш учится чувствовать границы.
Детям очень нравится данный метод рисования. Такие методы рисования я использую и на занятиях и в свободное от занятий время, вечером (придумываем и изображаем различные сюжеты рисунка, и с восторгом дети показывают своё творчество родителям).
В раннем возрасте доступен и такой вид нетрадиционного рисования на лотке. Насыпаю слой манки толщиной 2 - 3 миллиметра на лоток, разравниваю. Даю пример рисунка и прошу детей повторить. А также дети самостоятельно, проводя пальцем по манке, изображают различные геометрические фигуры, солнышко, цветок и т. д. С нетерпением каждый ждет своей очереди, чтобы «замарать пальчики» такой краской.
Для сохранения хорошего настроения, положительных эмоций и для отвлечения от негативных переживаний помогает игра. Приём внесения игрушки, героя сказки, театральный сюжет.
Игровая технология.
В группе есть мальчик Женя, у которого очень сильно развито чувство собственничества. Входил в группу, держа игрушки в обеих руках, и не выпускал их из рук в течение дня. Чужие понравившиеся ему игрушки он также считал своими. Например, собака Жучка приходила на помощь в такие моменты. Она веселым голосом рассказывала, что драться плохо и надо дружить, делиться. Сообща начинали строить гараж для машинки и таким образом все вместе играли и конфликт был решен. Игра «Автобус».
Хочется отметить, что спустя более полугода, все воспитанники группы адаптированы к детскому саду, идут с настроением и не очень хотят уходить. У детей появились определё нные достижения: воспитанники стали реагировать на речь взрослого, мои просьбы, задания, ориентироваться в ближайшем окружении. Ребята с удовольствием играют группами, уходя прощаются не только с педагогом, но и с коллективом сверстников.
У воспитанников чё тко формируются разные виды деятельности: игровая, продуктивная, творческая, трудовая, исследовательская, познавательная, речевая. Дети не только играют вместе, вместе кушают, а также активны на занятиях, во всех режимных моментах.
Цель моей работы достигнута с помощью использования современных образовательных технологий в образовательном процессе. Дети стали более раскрепощёнными, явно увеличился словарный запас, дети узнали много интересного и познавательного через экспериментирование, конструирование (в силу своего возраста, привились культурно-гигиенические навыки, освоили сенсорное восприятие по возрасту, развиваются индивидуально-познавательные способности.