Наталья Яковенко
Опыт работы «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
1-ый слайд. Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста».
2-ой слайд: Актуальность.
С ведением ФГОС ДО обязывают педагогов находиться в постоянном поиске идей и новинок для более качественной организации развития дошкольников. Наша задача воспитателей - создать оптимальные условия для развития талантов и индивидуальных особенностей дошкольников, сделать окружающую среду ребёнка максимально насыщенной и разнообразной. Одним из эффективных методов развития детей является использование интеллектуальных карт.
Публикация «Опыт работы „Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2021
3-ий слайд: Интеллект-карта позволяет : получать, обобщать, проверять знания.
Учит: выделять главное, систематизировать.
Способствует: обучению, концентрации внимания, запоминанию, мышлению, мотивации.
Развивает: речь, память, мышление, воображение.
4-ый слайд: С детьми составляем интеллект-карту по следующим правилам:
- лист бумаги располагаем горизонтально;
- главную идею обозначаем в центре листа;
- из главной идеи с помощью разноцветного выделения рисуем линии – ветви, каждая из которых соответствует определённому фрагменту рассматриваемой темы, затем добавляем символы, иллюстрации и стрелочками показываем связи между понятиями.
- по картинкам составляем предложения, которые складываются в рассказ.
Карта может дополняться настолько, насколько это необходимо для раскрытия темы.
5-ый слайд: Результативность применения метода интеллект-карт достигается :
- наглядностью;
- привлекательностью;
- запоминаемостью;
- своевременностью;
- творчеством;
- возможностью пересмотра.
Используем интеллект-карты в следующих образовательных направлениях: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое.
6-ой слайд: Представляю вашему вниманию серию фотографий, на которых запечатлены наши дети в процессе составления различных интеллект-карт.
Первое с чего мы начинаем, знакомим детей с интеллект-картами дети получают представления о том, что о любом предмете или явлении можно рассказать «картинками». Сначала это были небольшие по содержанию карты, состоящие из одной ветки, раскрывающие одну тему. Далее мы продолжили составлять карты более обширно.
Используем карты при изучении нового материала, при закреплении и обобщении, при составлении и пересказе рассказов, текстов, сказок, при заучивании стихов, применяем карты как наглядно дидактическое пособие для самостоятельной деятельности детей, например, карты на тему «Времена года, «Домашние животные», «Фрукты и овощи» помещаем в уголок природы, где ребята имеют возможность возвращаться к тому, что они уже узнали.
7-ой слайд: В рамках тематической недели на занятии по познавательному развитию была создана интеллект – карта «Золотая осень». Карта составлялась совместно с воспитателем. Закрепили следующие сведения об осени: месяцы, праздники, изменения в природе, в жизни животных, птиц, труд людей. В ходе работы у детей проявился интерес к созданию карты, информация закрепилась лучше благодаря наглядности. У многих возникло желание рассказать об осени по карте.
В ходе совместной работы над интеллект-картами, дети учатся договариваться, слышать и слушать друг друга, распределять обязанности, учит детей планировать свои действия, проявлять инициативу и самостоятельность.
Составляя карту «Фрукты и овощи», дети обобщили и закрепили свои знания об овощах и фруктах. Применялась карта как наглядно-дидактическое пособие в течение всей тематической недели.
Дети с огромным интересом принимают участие в создании интеллект-карт и становится для них увлекательной интересной игрой, красочные картинки, сочетание аппликации и рисование привлекает в работе всех детей, что позволяет пережить каждому ребёнку ситуацию успеха.
Готовые интеллект-карты мы размещаем в приёмной для родителей, чтобы они видели результат детского творчества.
8-ой слайд: В рамках тематической недели по познавательному развитию была создана интеллект – карта на тему «В магазин за покупками». В ходе работы дети учились определять, какие товары можно купить в магазинах, классифицировали их. Полученные знания дети применили на практике.
Дети совместно с родителями составляют индивидуальные интеллект-карты на темы : «Моя семья», «Мои лучшие качества» Дети не просто создавали карты, но затем рассказывали о себе по ним в группе. Данная работа способствует развитию речи, умения выявлять свои способности, проявлять их на публике и представлять окружающим результат собственной деятельности.
ВЫВОД
Таким образом, опыт работы показывает, что метод интеллект-карт является эффективным, так как в ходе работы предусматривается опора на наглядность и, что способствует развитию всех психических процессов, творческих способностей, грамматического строя, формируем предпосылки учебной деятельности. В результате использования интеллект-карт ребенок учится не только усваивать информацию но и оперативно с ней работать. Сейчас предлагаю вашему вниманию видеоролик, где дети составляют обобщённую интеллект-карту по теме «В магазин за покупками и составляют рассказ.
Спасибо за внимание!