Наталья Самарина
Опыт работы по использованию ручного труда в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время я использую в своей деятельности технологии ручного труда, как основное направление моей педагогической деятельности, потому что работая с детьми увидела низкий уровень развития мелкой моторики рук, а ведь учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Это один из показателей
Публикация «Опыт работы по использованию ручного труда в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
интеллектуальной готовности к школьному обучению. Поэтому в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы необходимые для овладением письмом. Создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Ручной труд имеет большое значение в деятельности дошкольников, и он очень многообразен. В своей работе использую такие виды труда, как: моделирование, конструирование из бумаги (оригами, изготовление поделок из природного материала, теста, бросового материала.
Детям очень нравится заниматься такими видами труда, так как они дают возможность ребенку поэкспериментировать, творчески продумать своё задуманное изделие. Детям представляется возможность работать с различными материалами: природный материал (шишки ели, сосны, иголки хвойных деревьев, кора деревьев, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, листья, камушки, гречневая, перловая, манная, рисовая крупа, пшено, семена овощей, садовых цветов); бросовый материал (коробочки, баночки разных размеров, разные катушки) : бумага ( различные виды бумаги: обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга); ткань проволока, вата, целлофан.
Это способствует развитию интереса, стремлению к самостоятельности. Особенностью детского ручного труда является его тесная связь с игрой (дети создают постройки и играют с ними, делают из бумаги и др. материалов игрушки и используют их в своих играх). Игры раскрывают ребёнку практическую целесообразность ручного труда, в них закрепляются и совершенствуются умения и навыки, приобретённые на занятиях. Также детские поделки используются для украшения группового помещения, в качестве подарков близким и друзьям.
Происходит коррекция познавательной сферы ребенка, а именно сенсорных эталонов цвета, формы, величины, пространственной ориентировки; развивается аналитико-синтетическая способность, возможность сравнивать и обобщать, развивается зрительно-двигательная координация и мелкая моторика рук. Этот вид деятельности является мощной арт- и психотерапией, когда увлеченный творчеством ребенок забывает о раздражающих его факторах, полностью посвящает себя интересному делу.
Для реализации ручного труда в нашей группе я создала волшебный сундучок», в который мы совместно с детьми и родителями собираем бросовый и природный материал, необходимые инструменты, которые мы используем в работе.
Также я стараюсь привлекать родителей к совместному с детьми изготовлению поделок. Родители с удовольствием в выходные дни и в свободное время поддерживают стремление детей к изготовлению поделок и желание заниматься совместно. Ручной труд имеет в своем развитии прочно сложившиеся традиции. Истинные умельцы, мастера своего дела, на основе традиционных канонов, создают шедевры национальной культуры, которыми гордится не одно поколение людей. Прикладное искусство, сохраняя черты отдаленных веков, вносит в современность своеобразную красоту прошлого. Приобщение ребенка к трудовой деятельности в народной педагогики складывалось веками. Формирование ремесленных навыков всегда было связано с изготовлением необходимых и полезных бытовых вещей. В семье старшие обучали младших разнообразным элементам трудового процесса до тех пор, пока не была «поставлена правильно» рука. Основной предпосылкой такого учения являлись условия окружающего быта. Деятельность детей с различными материалами в народной педагогике классифицировалась следующим образом: работа с природным материалом; обработка льна, шерсти, изготовление пряжи и ткачество; резьба по дереву, камню, кости, коже;
чеканка по металлу, работа с глиной; изготовление керамических изделий. При умелом систематическом руководстве педагога дети могут овладеть традиционными и современными видами декоративных работ, выполняют творческие задания, применяя свои знания о композиции цветосочетаниях, умение представить готовое изделие в окончательном виде.
Во время занятий ручным трудом у них развивается зрительная память, образное мышление, статический вкус, что, в свою очередь, влияет на четкость и точность исполнения задания, на качество работы.
Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из наиболее важных сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Ручной труд в детском саду дает ребенку возможность почувствовать себя мастером, художником, творцом, формирует желание и стремление мастерить своими руками, прививает уважение к чужому труду. Своими руками малыш может сделать совершенно разные вещи и подарить своим близким, например книжную подставку для брата, машинку для папы, кухонное полотенце для бабушки, корзинку-игольницу для мамы. Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества, а ручной труд является таковым, - это разнообразие и вариативность работы на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и ещё многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребёнка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Именно ручной труд способствует сохранению полноценного здоровья и развитию личности дошкольника.
Благодаря систематической работе, проводимой мной по ручному труду, удалось достигнуть определённых результатов. Дети стали более открытыми, раскрепощёнными, активными, добрыми и отзывчивыми, уверенней приступают к изготовлению новых поделок, повысилась коммуникабельность.
Данная форма работы обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком вместе, на равных, как партнеры, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность. Дети не бояться действовать с различными материалами и инструментами, они добиваются результатов в продуктивной деятельности, используя их в игре. С большим удовольствием экспериментируют и участвуют в конкурсах различного уровня.