Папки-передвижки

Содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей

Наталия Лапшина
Содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей
▼ Скачать + Заказать документы

СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Лапшина Наталия Михайловна

Аннотация

В статье обоснована актуальность педагогического просвещения родителей, представлены формы и условия его организации, а также определены направления и ведущие принципы создания системы родительского просвещения в современных условиях.

Публикация «Содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей» размещена в разделах

Рассмотрены вопросы о том, что семья и дошкольное образовательное учреждение в хронологическом ряду связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

Практика показывает, что далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей разумного воздействия на ребенка.

Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют это делать, третьи не понимают, зачем это нужно.

Во всех случаях современным родителям необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно - правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др.

Анализ опыта педагогического просвещения родителей позволяет основные формы его организации разделить на традиционные: родительские собрания, конференции, лекции, практикумы, семинары, вечера вопросов и ответов, диспуты, дни открытых дверей, индивидуальные и групповые тематические консультации и нетрадиционные: ролевые и деловые игры, регламентированные дискуссии, устный журнал, обмен родительским опытом, родительские тренинги, родительские ринги.

При имеющемся положительном опыте организации педагогического просвещения родителей мы видим сегодня ряд проблем в осуществлении этой деятельности и ее результативности: снижение числа родителей, сотрудничающих с образовательными организациями; усиление расслоения родителей на различные социальные группы с собственными образовательными запросами; зачастую на родительских собраниях вместо родителей присутствуют бабушки и дедушки, братья и сестры, чьи ценности мало адаптированы к изменившимся социальным условиям.

Становится очевидным, что сегодня необходимо учить родителей быть родителями, формировать у них ответственную, позитивную родительскую позицию.

В результате активной системной деятельности в этом направлении может быть решен ряд проблем современного общества: уменьшение количества разводов, повышение общекультурного уровня взрослого и детского населения, создание условий для самостоятельного решения семьей своих социальных функций.

В области образования родительское просвещение позволит решить вопросы государственно-общественного управления, независимой оценки качества образовательных услуг, и в целом «повернуть» родителей лицом к образовательной организации.

Именно родители должны стать помощниками педагогов, полноправными, заинтересованными участниками педагогического процесса, союзниками в общем деле воспитания подрастающего поколения.

Целенаправленное, систематическое взаимодействие с родителями – необходимое условие успешной деятельности образовательной организации.

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В. А. Сухомлинский

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что родители – главные воспитатели своих детей. Все другие социальные институты, в том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать основные принципы:

- Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

- Индивидуальный подход.

- Сотрудничество, а не наставничество.

- Готовимся серьезно.

- Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сад с семьей.

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.

Продуктивное совместное с родителями воспитание дошкольника – это взаимодействие семьи и детского сада по предупреждению и решению актуальных проблем воспитания при обоюдной активности и ответственности воспитывающих взрослых, включающее:

- изучение обеими сторонами (детским садом и семьей) воспитательных возможностей – основного условия успешной социализации и воспитания ребенка

- совместное со специалистами выявление достижений и трудностей в семейном и общественном воспитании ребенка

- совместная проектная деятельность детей и взрослых в контексте актуальных проблем воспитания

- совместное создание и последующая реализация плана деятельности с прогнозируемыми результатами для каждого субъекта (ребенка, родителя, педагога) и его реализация.

Работу по взаимодействию с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов:

- Продумывание содержания и форм работы с родителями.

- Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество.

- Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них.

- Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка.

- Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка.

Важной составляющей взаимодействия детского сада и семьи является просвещение родителей.

Основная цель просветительской деятельности – повышение уровня общей культуры и социальной активности населения применительно к системе «родители – дети» целью деятельности выступает повышение уровня педагогической культуры родителей (законных представителей).

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями.

«Традиция – явление отмирающее, неспособное реально противостоять современным формам жизни» (М. Вебер).

Любая традиция это бывшая инновация и любая инновация в потенциале – будущая традиция, поэтому ненужно отказываться от традиционных форм сотрудничества с родителями, следует лишь изменить свое виденье традиционных форм работы с родителями.

Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.

Групповые родительские собрания – это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

Лучше всего проводить нетрадиционные родительские собрания, следуя правилу Конфуция: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я, может быть, запомню. Вовлеки меня, и я пойму».

Родительские конференции.

Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию.

«Круглый стол». В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями и консультации; это одни из наиболее доступных форм установления связи с семьей.

Беседы могут проходить по инициативе как родителей. Так и педагога. Воспитатель должен всегда быть готов ответить на вопрос родителя о своем ребенке, поддержать беседу, вызвать на откровенность.

Существуют и «заочные «консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье.

К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, памятки, папки-передвижки.

Уголок для родителей. Невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. В нем размещается полезная для родителей и детей информация : режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей.

Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части :

материалы информационного характера : правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера;

материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей.

Стенды – это наглядная форма предъявления информации. На стендах целесообразно размещать информацию для родителей трех видов : стратегическую (многолетнюю, тактическую (годичную, оперативную. Стратегическая информация – это необходимые родителям сведения о задачах развития ДОУ на перспективу, о реализуемой образовательной программе. Тактическая информация – это сведения о режиме дня ребенка, о задачах и содержании воспитательно-образовательной работы в группе на год. Оперативная информация – это сведения об ожидаемых или уже прошедших мероприятиях в группе, детском саду, районе (акциях, конкурсах, выставках и т. д.).

Нетрадиционные формы работы с родителями.

В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Практикой уже накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Оно строиться на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Таблица 1

Наименование С какой целью используется эта форма Формы проведения общения

Информационно-аналитические Выявление интересов,потребностей,запросов родителей, уровня их педагогической грамотности Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»

Досуговые Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

Наглядно-информационные : информационно-ознакомительные; информационно-просветительские Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек

Семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.

Семья является институтом первичной социализации. Детский сад входит в систему опосредованного, или формального окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой.

В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнений. В последние годы к дошкольным учреждениям предъявляются повышенные требования.

Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии «открытости детского сада внутрь» (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и «наружу» ( сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками и т. д.).

Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу в ДОУ. Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических и воспитательных навыков родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей и т. п.).

Особое значение должно придаваться изучению условий воспитания детей в семье.

Таким образом, использование нетрадиционных форм совместно с традиционными формами взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей способствует повышению эффективности взаимодействия с родителями.

Библиографический список

1. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. [Текст]// Т. Н. Доронова, М. : «Сфера», 2002, С. 114

2. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. [Текст]// О. Л. Зверева, Т. В. Кротова, М. : Творческий центр «Сфера», 2005, С. 89.

3. Как оформить уголок для родителей в детском саду [Электронный ресурс]//https://www.kakprosto.ru/kak-33939-kak-oformit-ugolok-dlya-roditeley-v-detskom-sadu

5. Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи [Электронный ресурс] https://tmntpk.ucoz.ru/publ/robota_s_roditeljami/formy_raboty_s_roditeljami/sovremennye_podkhody_k_sotrudnichestvu_detskogo_sada_i_semi/50-1-0-105

8. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. [Текст]// О. В. Солодянкина, М. : «Аркти», 2005, С. 221.

Публикации по теме:

«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром, с законами природы, животными и растениями. И большая работа.

Опыт работы «Планирование в детском саду: формы и содержание»Опыт работы «Планирование в детском саду: формы и содержание» Хочу предложить вашему вниманию свой опыт по планированию работы с детьми и родителями в детском саду. Планирование в детском саду - формы.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.

Инновационные формы, методы и технологии в работе с детьми дошкольного возраста Процесс реорганизации всей системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует.

Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье»Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей
Опубликовано: 14 августа 2024 в 12:53
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Лапшина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД