Полина Андреевна Власова
Социализация детей раннего дошкольного возраста через сюжетно ролевую игру
▼ Скачать + Заказать документы
П. А. Власова,
Воспитатель МБОУ»Гимназия №10» г. о Луховицы Московской области
Социализация детей раннего дошкольного возраста через сюжетно ролевую игру
Публикация «Социализация детей раннего дошкольного возраста через сюжетно ролевую игру» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Сюжетно – ролевая игра – самая эффективная форма детской игры и играет немаловажную роль в развитии ребенка. В таких играх существуют определенные правила, которые воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, что способствует формированию характера. В раннем детстве (от 1 года до 3 лет) ведущая деятельность – предметно-манипулятивная. Это значит, что ребенок лучше всего развивается, осваивая манипуляции с интересующими его предметами, учась обращаться с ними по образцу (повторяя за мамой, воспитателем).В 2-3 года ребенок осознает, что способен на самостоятельные действия. В этом возрасте он внимательно изучает окружающий мир и подражает действиям взрослых. Так дети младшего дошкольного возраста впервые играют в сюжетно-ролевые игры.
Особенность социального развития детей заключается в усвоении
социального опыта через взаимодействие ребенок — взрослый, в котором
каждый оказывает влияние и модифицирует поведение другого. Ребенок
постоянно наблюдает, имитирует и подражает отношениям, поведению и
деятельности окружающих его взрослых. Такое моделирование оказывает
гораздо большее влияние на социальное развитие ребенка, чем словесные
инструкции и поучения. В ней через роль взрослого, которую берет на себя
ребенок, происходит освоение отношений между людьми.
Коллективная игра не возможна без общения детей друг с другом.
Контактируя со сверстниками во время игры, дошкольники стремятся
наладить между собой деловое сотрудничество, у них появляется общее дело,
они стараются согласовать свои действия для достижения общей цели.
В большинстве игр отражается труд взрослых: дети подражают
домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя,
шофера и т д. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому
труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать
в нем участие. В игре формируется моральные качества: ответственность,
чувства товарищества и дружбы, согласование действий при достижении
общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы
Причем девочки чаще играют роль мамы, : изображают телефонный разговор, укладку волос, приготовление обеда или уборку.
Мальчики чаще имитируют мужские занятия: управляют автомобилем, или что-то строят, чинят машинки.
Я работаю группе раннего возраста «Ромашка»
В период адаптации мы обращаем внимание, что не все дети умеют играть
в игры; кто то просто долго возит машинку, носят на руках куклу, также затрудняются продолжить развитие сюжета в игре. мы понимаем, что у детей мал жизненный игровой опыт и мы стараемся их научить.
В связи с этим нашей задачей стало :
— научить детей объединяться в небольшие группы, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, соблюдать в игре элементарные правила;
— развивать у детей игровой опыт;
— поощрять попытку детей придумывать сюжет игры, объединять несколько действий «лечить, готовить обед, довести до больницы куклу на машине»
4. Игровую среду мы оснастили оборудованием, игрушками, атрибутами, игрушками-заместителями, которые находились в доступном для детей
месте; имели красивый, эстетичный вид. Это привлекало желание детей играть в сюжетно-ролевые игры.
Сначала дети играли просто с игрушками, но мы всегда находимся рядом. Наше включение в игру помогает ребятам в развитии игры, в ее продолжении, в ходе которой дети учатся вести диалог с товарищем, учаться делиться игрушками. Во время игровой деятельности мы стараемся чтобы дети относились к куклам, игрушкам как к живым существам — ласково, заботливо. Если кто-то из ребят бросает игрушку на пол, обращаем внимание на то, что ей очень больно, чтобы ребенок пожалей ее, приласкал,
поиграл с ней. Малыши быстро реагируют на эти слова. Если в первое время дети играли в одиночку, довольно разобщенно, то сейчас они научились играть небольшими группами, причем стали проявлять друг к другу внимание, доброжелательность, научились уступать, делиться игрушкой с товарищем. Мы так же заметили, что дети изменились в характере поведения, стали более организованнее, дружнее, но проблемы еще остались.
Также в группе есть дети очень застенчивые. Они играют одни сами по себе. Мы стараемся этих ребят не оставлять без внимания, предлагаем активным детям взять их в игру, или берем их к себе в помощники, если мы играем вместе.
Тематика сюжетно-ролевых игр в группе раннего возраста очень разнообразная.
Она подразделяется на:
Игры с куклами;
Игры с машинами и другим транспортом;
Игры со стройматериалом;
Игры в больницу;
Игры в магазин;
Игры в парикмахерскую; и другие игры
более доступны для понимания детей раннего возраста.
В игре можно создать игровую ситуацию, которая заинтересовала бы детей, дала возможность проявить себя в игре, примеряя в играх свои умения и знания. Главная задача - научить ребенка играть. Одной из основных задач воспитателя младшей группы является своевременно сформировать у детей умение действовать на первых этапах игры, и именно от этого будет зависеть, станет ли игра каждого ребёнка ведущей, самостоятельной деятельностью
Литература
1. Волков Б. С. Детская психология:От рождения до школы //Спб. : Питер 1-е издание, 2010 год
2. Выгодский Л. С «Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата М. :Юрайт 2016
3. Менджерицкая. В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детсада / Под ред. Т. А. Марковой. - М., 2010
4. Смирнова Е. О. Диагностика психического здоровья ребенка от рождения до трех лет М. ,2015-198с