Ольга Мишина
Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое сенсорное развитие детей
Для полноценного воспитания детей сенсорное развитие играет одну из самых важных ролей. Оно основывается на формировании восприятий и представлений о форме и свойствах предметов. Большую роль играет сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте. Оно помогает создать в голове крохи общую картину окружающего мира.
Публикация «Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Почему оно так важно для детей
Сенсорное развитие детей раннего возраста — это занятия, которые основаны на усвоении свойств предмета. Именно оно лежит в основе развития умственных способностей. От того, как правильно будет построено сенсорное воспитание на раннем этапе, зависит дальнейшее обучение.
Освоение и изучение форм предметов, материалов, явлений происходит у малышей естественным образом в момент игр, рассматривания картинок, прослушивания музыки. Если в этот момент со стороны взрослых не будет оказана помощь, то восприятие будет таким, как получится у малыша. Чаще всего это приводит к тому, что восприятие остается неполноценным.
Именно поэтому очень важно, чтобы со стороны взрослых был контроль и помощь. Она должна заключаться в объяснении многообразия окружающего мира, пополнению словарного запаса для описания свойств явлений и предметов.
Сенсорное воспитание по ФГОС должно быть организовано многоступенчато. Задача процесса обучения — сформировать у детей определенные эталоны. Важно сделать все правильно, так как это необходимо для дальнейшей педагогической деятельности и грамотного восприятия детьми новой информации.
Важно, чтобы малыш мог не просто различать и определять предметы по их свойствам, но и умел применять эти знания для других объектов. Например, математический эталон форм — это умение определять простейшие фигуры.
Что лежит в основе сенсорного воспитания
Основой воспитания сенсорики является совместная деятельность детей с воспитателями. Игровые и практические ситуации позволяют накапливать и обобщать знания. Практическая деятельность включает в себя следующее:
• работу с разнообразными материалами;
• рисование красками, мелками, карандашами;
• лепку;
• чтение рассказов и сказок;
• изучение живописи;
• конструирование;
• двигательную активность.
Для дошкольников важную роль играет трудовой вид деятельности. Во время труда у ребенка формируется система знаний об инструментах, формах труда, способов выполнения.
Задачи сенсорного развития
Целью сенсорного воспитания детей является обогащение их чувственного восприятия. На этой основе ставятся следующие задачи:
• формирование различных действий на обследование;
• создание сенсорных эталонов, умение обобщать представления о свойствах;
• научить детей обозначать предметы одним словом.
Для каждой деятельности должна существовать целостность восприятия и представления.
Содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста
Сенсорное воспитание ориентировано на развитие у детей представлений об окружающем мире и предметах. Все рождаются с готовыми органами чувств, обладают зрением, слухом, возможностью осязать предметы. Но это только предпосылки правильного развития. Задачей сенсорного воспитания является обучение восприятию предметов, а также изучению многообразия признаков.
Сенсорное развитие детей 2-4 лет
С самого раннего развития в детском саду проводится диагностика сенсорного развития малышей от 2 до 3 лет. Все исследования проводятся в игровой форме с использованием эталонов. Например, чтобы понять, различает ли малыш понятие величин, ему предлагают простейшую пирамидку.
Узнать, есть ли у ребенка представление о формах, можно с помощью вкладышей Монтессори. Они представляют собой игрушку с отверстиями, в которые нужно вставлять фигуры такой же формы. Эта техника очень популярна. Многие детские сады полностью проводят обучение по этой методике.
В раннем возрасте основа сенсорного развития направлена на определение основных направлений, таких как:
1 цвет;
2 форма;
3 величина.
• В расписании выделяется отдельное занятие по сенсорному воспитанию. Оно строится на играх, основанных на эталонах. В процессе игры дети должны научиться взаимодействовать с предметами. Только в ежедневном игровом подходе формируются устойчивые представления.
• В дальнейшем от того, как малыш научился видеть, чувствовать и представлять, зависит умственное развитие. Самым подходящим возрастом для начала сенсорного воспитания считается именно возраст от двух до тех лет. В этом возрасте ребенок очень интересуется игрушками, у него просыпается интерес ко всему новому. Чтобы процесс обучения проходил правильно, необходимо придерживаться следующих принципов:
• Надо как можно чаще предлагать ребенку для ознакомления новую игрушку. У детей с двух лет еще очень непроизвольное внимание, им тяжело долгое время сосредоточится на одном предмете.
• Игры должны быть занимательного содержания. Детям интересны те игрушки или дидактические материалы, с которыми можно совершать какое-либо действие. Например, разбирать на части.
• Во время продумывания занятий важно обращать внимание, чтобы было соответствие возрастам, возможностям психологии ребенка.
• Сенсорное обследование должно проходить поэтапно, с постепенным усложнением материала.
В каждой игре должен быть элемент научности. Работая с детьми нужно подводить их к осознанию понятий о свойствах предметов!
Какие игры можно использовать для развития дошкольников
Сенсорное развитие — это не просто знакомство в окружающим миром. Это интересная деятельность, в основе которой должна лежать игра. Для детей от двух лет подойдут следующие занятия:
• В одну большую коробку различный игровой материал. Это могут быть кубики, резиновые фигурки, колечки. Затем нужно попросить малыша найти все игрушки, которые желтого цвета. Или, например, найти все колечки. Если ребенку сложно выполнить задание, можно сделать небольшую презентацию, рассказать ему про каждую фигуру, которая находится в коробке, отдельно.
• Можно также провести игру с муляжами овощей или фруктов. Например, предложить найти с закрытыми глазами капусту. Посредство такого нетрадиционного способа образования эффективно развивается чувственное восприятие предметов.
• Самостоятельно можно сделать сенсорную дорожку. Например, сшить квадратики, заполненные различными материалами: песком, шариками, пуговицами. Дети будут ходить по таким мешочкам.
Значение сенсорики для развития детей трудно переоценить. От того, как будут даны основы, зависит дальнейшее успешное обучение в школе, социальная адаптация в коллективе. Сенсорное развитие влияет не только на умственные способности, но и на психологический аспект. Важно уделять воспитанию сенсорики с самого раннего детства, чтобы заложить правильные основы.
Игры и упражнения:
«Чудесный мешочек» : в непрозрачный мешочек кладут предметы разной
формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела,
пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая
в мешочек, найти нужный предмет.
«Поймай зайку» : мама касается мягкой игрушкой (зайкой) разных частей
тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии
для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика
и др.
«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет» : ребёнку предлагают на
ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан,
деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка,
кожаные перчатки, резиновый мяч и др. По аналогии можно использовать
предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие,
шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.
«Узнай фигуру» : на столе раскладывают геометрические фигуры,
одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Мама показывает любую фигуру и
просит ребенка достать из мешочка такую же.
«Узнай предмет по контуру» : ребёнку завязывают глаза и дают в руки
вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик,
рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают
глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести
фигуру.
«Догадайся, что за предмет» : на столе разложены различные объемные
игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная
щетка и др., которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной
салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и
назвать их.
«Собери матрешку» : двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза.
Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать
каждый свою матрешку — кто быстрее.