Зинаида Киселева
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая
деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для
маленького ребёнка такой ведущей деятельностью является дидактическая
игра. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались
основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью
Публикация «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
возлагалась задача формирования сенсорики ребенка.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально
создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.
Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и
нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Выдающиеся
зарубежные представители в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель,
М. Монтессори, Ф. Н. Блехер, Е. И. Тихеева, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина и
др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на
обеспечение полноценного сенсорного развития, являются одной из
основных сторон дошкольного воспитания. Ознакомление дошкольников с
цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему
дидактических игр по сенсорному воспитанию, направленных на
совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.
Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность
сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм
обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является
основным видом самостоятельной деятельности детей. В дошкольной
педагогике дидактические игры с давних пор считались основным
средством сенсорного воспитания. Практика использования дидактических
игр с сенсорным содержанием показала, что наиболее интенсивно
происходит сенсорное развитие детей младшего возраста при условии, что
проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших
дошкольников.
Дидактические игры выполняют еще одну функцию – контроль за
состоянием сенсорного развития детей.
1-й уровень: хаотичные пробы и ошибки.
2-й уровень: целенаправленные пробы.
3-й уровень: безошибочно подбирает детали.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой
практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в
общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном
возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного
физического и психического развития детей. В этом возрасте при
соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности:
речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные
качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт
ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает
различать величину, форму и цвет предмета.
Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчётливо
обнаруживается структура. Одним из элементов игры является
дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и
воспитательного воздействия. Вторым элементом является содержание.
Успешность игры – в ее результативности, поэтому подготовка к игре – это
уточнение имеющегося багажа знаний и умений или формирование их.
Третьим элементом игры являются правила. Они определяют характер и
способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей.
Четвертый элемент - игровые действия, поступки, которые совершает
каждый участник игры для достижения результата. Они активизируют
интерес к дидактической игре. Пятый элемент дидактической игры –
результат. Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, и
развитие умственной деятельности, взаимоотношений. Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной
системности знаний: иногда это - «взрыв удивления» детей от восприятия
чего-то нового, неизведанного; иногда игра - «поиск и открытие», и всегда
игра - радость, путь детей к мечте. Наполненность обучения эмоционально-
познавательным содержанием - особенность дидактической игры.
В нашем опыте сенсорного воспитания младших дошкольников
использовались следующие виды дидактических игр для сенсорного
развития :
• Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше?»,
«Угости зайчика» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать,
группировать предметы по величине.
• Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка»,
«Заштопай штанишки» и т. п. В этих играх дети учатся различать,
группировать предметы по форме.
• Цвет: «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Поставь
букет цветов в вазу» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать,
соотносить предметы по цвету.
• Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку»,
«Построй башенку» и т. п. Цель этих игр - способствовать закреплению
качеств предметов (величина, форма, цвет).
Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика.
Дидактическая игра помогает ребенку также в развитие творческих
способностей. Заботясь о развитии творческих способностей у детей,
приобщая их к творческому труду, мы создаем необходимые условия для
развития всех без исключения технических качеств детей дошкольного
возраста. Несмотря на разнообразие и противоречивость современных
психолого-педагогических взглядов на проблему творчества, необходимость
развития способностей является бесспорной. По мнению А. Н. Аванесовой
для формирования у детей общих представлений о цвете, о солнечном
спектре как системе цветовых отношений (что принимается за меру, эталон в опознании цвета предметов) первоначально нужны дидактические игры, в
которых дети овладевают умением различать, узнавать и называть основные
цвета солнечного спектра (красный, желтый, синий). Затем детей знакомят с
дополнительными цветами (зеленый, оранжевый, фиолетовый). После этого
предлагаются игры, упражняющие детей в различении и назывании оттенков
основных дополнительных цветов (красный, темно-красный, светло-красный,
вишневый, розовый и т. д.). Полученные детьми знания о цвете способствуют
сенсорному и умственному развитию.
Дидактические игры также воспитывают у детей навыки нравственного
поведения в повседневной жизни. Положительная оценка, похвала,
одобрение создают у детей уверенность в том, что они поступают правильно,
побуждают к дальнейшим положительным действиям. Серьезное внимание
уделяется упражнению детей в вежливом, уважительном отношении к
окружающим. Педагог использует разные виды дидактических игр для
формирования у детей добрых чувств к сверстникам, правильных
взаимоотношений. Чтобы использовать игру в целях нравственного
воспитания, педагог, прежде всего, способствует усложнению ее содержания.
Во второй младшей группе педагог закрепляет умение приветливо
обращаться ко взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим
небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги,
учит соблюдению элементарных правил в дидактических играх. Правила в
этих играх создают для ребенка известные нормы поведения, определяют,
что надо, что нельзя. Педагог учит детей пользоваться этими правилами,
подчиняться им, это позволяет формировать поведение каждого ребенка и
всей группы детей.
Можно сделать вывод, что с помощью использования дидактических
игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание
детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение,
память, формирует нравственные качества дошкольника, развивает
творческие способности детей, закрепляются представления об окружающей жизни. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют
навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими
сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции,
проявляющиеся из – за неудачного результата. Таким образом, можно с
уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания
являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения
дидактических игр можно добиться сенсорного развития младших
дошкольников.
Литература:
1. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранова С. П. Дошкольная
педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред. Учеб. Заведений. М. : Академия,
1998. 240 с.
2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию
дошкольников. / Под ред. Л. А. Венгера. М., 1978. 96 с.
3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М. :
Академия, 1998.432 с. Аскарина, Н. М Воспитание детей раннего возраста
[Текст] : учебное пособие/ Н. М. Аскарина – М: Просвещение, 1998. – 264с.
4. Башаева, Т. В. Развитие восприятия детей. Форма, цвет, звук М. Г.
[Текст] : популярное пособие для родителей и педагогов /Т. В. Башаева. –
Ярославль: «Академия развития», 1997. – 237с. С. 4 – 14.
5. Важова, С. А. Сенсорное развитие в младшей группе. [Текст] : С. А.
Важова // практический журнал Воспитатель дошкольного Образовательного
Учреждения. - 2008.- №11.- стр51
6. Пилюгина, Э. Г. Сенсорные способности малыша. [Текст] : учебное
пособие / Э. Г. Пилюгина. - М: просвещение, 2005.- 116с. С80- 104.