МААМ-картинки

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста

Зинаида Киселева
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая

деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для

маленького ребёнка такой ведущей деятельностью является дидактическая

игра. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались

основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью

Публикация «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах

возлагалась задача формирования сенсорики ребенка.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально

создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и

нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Выдающиеся

зарубежные представители в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель,

М. Монтессори, Ф. Н. Блехер, Е. И. Тихеева, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина и

др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на

обеспечение полноценного сенсорного развития, являются одной из

основных сторон дошкольного воспитания. Ознакомление дошкольников с

цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему

дидактических игр по сенсорному воспитанию, направленных на

совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность

сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм

обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является

основным видом самостоятельной деятельности детей. В дошкольной

педагогике дидактические игры с давних пор считались основным

средством сенсорного воспитания. Практика использования дидактических

игр с сенсорным содержанием показала, что наиболее интенсивно

происходит сенсорное развитие детей младшего возраста при условии, что

проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших

дошкольников.

Дидактические игры выполняют еще одну функцию – контроль за

состоянием сенсорного развития детей.

1-й уровень: хаотичные пробы и ошибки.

2-й уровень: целенаправленные пробы.

3-й уровень: безошибочно подбирает детали.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой

практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в

общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном

возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного

физического и психического развития детей. В этом возрасте при

соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности:

речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные

качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт

ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает

различать величину, форму и цвет предмета.

Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчётливо

обнаруживается структура. Одним из элементов игры является

дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и

воспитательного воздействия. Вторым элементом является содержание.

Успешность игры – в ее результативности, поэтому подготовка к игре – это

уточнение имеющегося багажа знаний и умений или формирование их.

Третьим элементом игры являются правила. Они определяют характер и

способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей.

Четвертый элемент - игровые действия, поступки, которые совершает

каждый участник игры для достижения результата. Они активизируют

интерес к дидактической игре. Пятый элемент дидактической игры –

результат. Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, и

развитие умственной деятельности, взаимоотношений. Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной

системности знаний: иногда это - «взрыв удивления» детей от восприятия

чего-то нового, неизведанного; иногда игра - «поиск и открытие», и всегда

игра - радость, путь детей к мечте. Наполненность обучения эмоционально-

познавательным содержанием - особенность дидактической игры.

В нашем опыте сенсорного воспитания младших дошкольников

использовались следующие виды дидактических игр для сенсорного

развития :

Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше?»,

«Угости зайчика» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать,

группировать предметы по величине.

• Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка»,

«Заштопай штанишки» и т. п. В этих играх дети учатся различать,

группировать предметы по форме.

Цвет: «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Поставь

букет цветов в вазу» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать,

соотносить предметы по цвету.

Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку»,

«Построй башенку» и т. п. Цель этих игр - способствовать закреплению

качеств предметов (величина, форма, цвет).

Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика.

Дидактическая игра помогает ребенку также в развитие творческих

способностей. Заботясь о развитии творческих способностей у детей,

приобщая их к творческому труду, мы создаем необходимые условия для

развития всех без исключения технических качеств детей дошкольного

возраста. Несмотря на разнообразие и противоречивость современных

психолого-педагогических взглядов на проблему творчества, необходимость

развития способностей является бесспорной. По мнению А. Н. Аванесовой

для формирования у детей общих представлений о цвете, о солнечном

спектре как системе цветовых отношений (что принимается за меру, эталон в опознании цвета предметов) первоначально нужны дидактические игры, в

которых дети овладевают умением различать, узнавать и называть основные

цвета солнечного спектра (красный, желтый, синий). Затем детей знакомят с

дополнительными цветами (зеленый, оранжевый, фиолетовый). После этого

предлагаются игры, упражняющие детей в различении и назывании оттенков

основных дополнительных цветов (красный, темно-красный, светло-красный,

вишневый, розовый и т. д.). Полученные детьми знания о цвете способствуют

сенсорному и умственному развитию.

Дидактические игры также воспитывают у детей навыки нравственного

поведения в повседневной жизни. Положительная оценка, похвала,

одобрение создают у детей уверенность в том, что они поступают правильно,

побуждают к дальнейшим положительным действиям. Серьезное внимание

уделяется упражнению детей в вежливом, уважительном отношении к

окружающим. Педагог использует разные виды дидактических игр для

формирования у детей добрых чувств к сверстникам, правильных

взаимоотношений. Чтобы использовать игру в целях нравственного

воспитания, педагог, прежде всего, способствует усложнению ее содержания.

Во второй младшей группе педагог закрепляет умение приветливо

обращаться ко взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим

небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги,

учит соблюдению элементарных правил в дидактических играх. Правила в

этих играх создают для ребенка известные нормы поведения, определяют,

что надо, что нельзя. Педагог учит детей пользоваться этими правилами,

подчиняться им, это позволяет формировать поведение каждого ребенка и

всей группы детей.

Можно сделать вывод, что с помощью использования дидактических

игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание

детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение,

память, формирует нравственные качества дошкольника, развивает

творческие способности детей, закрепляются представления об окружающей жизни. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют

навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими

сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции,

проявляющиеся из – за неудачного результата. Таким образом, можно с

уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания

являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения

дидактических игр можно добиться сенсорного развития младших

дошкольников.

Литература:

1. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранова С. П. Дошкольная

педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред. Учеб. Заведений. М. : Академия,

1998. 240 с.

2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию

дошкольников. / Под ред. Л. А. Венгера. М., 1978. 96 с.

3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М. :

Академия, 1998.432 с. Аскарина, Н. М Воспитание детей раннего возраста

[Текст] : учебное пособие/ Н. М. Аскарина – М: Просвещение, 1998. – 264с.

4. Башаева, Т. В. Развитие восприятия детей. Форма, цвет, звук М. Г.

[Текст] : популярное пособие для родителей и педагогов /Т. В. Башаева. –

Ярославль: «Академия развития», 1997. – 237с. С. 4 – 14.

5. Важова, С. А. Сенсорное развитие в младшей группе. [Текст] : С. А.

Важова // практический журнал Воспитатель дошкольного Образовательного

Учреждения. - 2008.- №11.- стр51

6. Пилюгина, Э. Г. Сенсорные способности малыша. [Текст] : учебное

пособие / Э. Г. Пилюгина. - М: просвещение, 2005.- 116с. С80- 104.

Публикации по теме:

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности С1. В настоящее время образовательный процесс в рамках ФГОС ДО рассматривается как процесс психолого-педагогической поддержки ребенка, его.

Консультация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Игровой практикум для родителей «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Нетрадиционное родительское собрание в 1младшей группе Воспитатель: Загорулько Т. Ю. Форма проведения: игровой практикум. Цель: обогащение.

«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр». Мастер-класс для воспитателей Мастер – класс для воспитателей по теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры» Цель: способствовать повышению.

Фотоотчет «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Сенсорное развитие-развитие восприятий,представлений об объектах, явлений и предметах окружающего мира, а также их форме, цвете, величине,.

Консультация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Выступление воспитателя Климиной Л. Н. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста 2019г. Готовность ребенка к обучению в школе.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Ни для кого не секрет, что сенсорика является фундаментом умственного развития детей. Малыши познают предметы окружающего мира через ощущения.

Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста В статье раскрывается роль сенсорного развития, которое является одним из главных направлений развития детей раннего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность Тема: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность». Цель: целенаправленно совершенствовать, развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста
Опубликовано: 6 августа 2019 в 22:33
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Зинаида Киселева (УИ 330717) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД