ольга кустова
Роль фольклорного воспитания для художественно-эстетического развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Большая роль в развитии художественно-эстетического начала дошкольников отводится народным музыкальным произведениям, которые ненавязчиво, в веселой игровой форме, знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, с трудом и бережным отношением к природе, жизнелюбием и чувством юмора.
С фольклором дети знакомятся в практике ДОУ на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги, обеспечивает эмоционально–психическое благополучие.
Публикация «Роль фольклорного воспитания для художественно-эстетического развития дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Благодатный материал – музыкальный, устный, игровой и детский потешный фольклор, обряды и праздники, народное декоративно–прикладное искусство. Все это в доступной и интересной форме знакомит ребят с народной жизнью, погружает их в мир традиционной русской культуры.
В связи с этим, хочу поделиться собственным опытом ознакомления детей среднего возраста с балалайкой и другими народными инструментами. Можно провести и как занятие, и как досуг или мероприятие непосредственно в группе. Конспект досуга прилагается.
«Народные музыкальные инструменты» в средней группе
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи. Знакомить с фольклорными музыкальными инструментами, учить различать инструменты, любоваться красотой народного искусства. Углублять интерес к культуре русского народа.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, музыкально-художественная.
Оборудование: музыкальное сопровождение; муз. инструменты (ложки, балалайка); сундучок, иллюстрации инструментов.
Планируемые результаты: Обобщать первоначальные представления о культуре и культурном наследии. Формировать способы самостоятельного применения информации в игровой деятельности. Развивать связную речь. Знакомить с русским фольклором. Развивать художественное творчество. Совершенствовать двигательные навыки.
Форма занятия: учебно-игровая.
Продолжительность: 20 минут.
Участники: Средняя группа.
ХОД НОД:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. У меня есть вот такой красивый расписной сундучок. Но он не простой, а волшебный. Хотите узнать, что в нем?
Дети: Да.
В: Тогда вам нужно отгадать загадки. Загадка отгадается - сундучок открывается. Вы готовы? Тогда внимание первая загадка:
Слышится со всех сторон: "Дили-дон, дили-дон".
Звук его не очень громкий, но зато он нежный, тонкий.
(Колокольчик)
В: Правильно, это колокольчик.
Как две шумных громких тетки
Затрещали две.
(Трещотки)
Палочки две застучали
И солдат с собой позвали.
Тара-рам, тара-рам,
Это, дети,.
(Барабан)
Деревянные сестрички, ни одной у них косички,
Но зато все расписные, да красивые такие.
Постучим-ка мы немножко на чудесных ярких…
(Ложках)
Когда бьют он не молчит,
Очень весело звучит.
Этот звук мы не забудем,
Ведь звучит веселый.
(Бубен)
Загадка о балалайке.
В лесу стук – стук,
В избе ляп – ляп,
В руках дзинь-дзинь,
На полу топ-топ!
(Балалайка)
Балалайка – это старинный русский народный трехструнный щипковый музыкальный инструмент. Наряду с гармонью, стала символом русского народа. Первое упоминание об инструменте – в 17 веке. Название происходит от звучания «балакать, балагурить, играть, трещать».
Наш постоянный гость на занятиях - Зайчик Кузя знает пословицы и поговорки о балалайке.
Послушайте их:
Балалайка не огонь, а разогреет.
Бери балалайку в руки, и не станет скуки.
С балалайкой работа спорится.
Кузя берет балалайку и поет:
Балалаечка – гудок
Свое дело знает.
Она в Кузиных руках
Хорошо играет.
Дети повторяют частушку вместе с Кузей несколько раз.
Воспитатель предлагает послушать, как звучит балалайка. Затем предлагает поиграть на музыкальных инструментах под русскую народную мелодию. Сначала поиграют мальчики, а потом – девочки. Педагог раздает ложки, бубны, погремушки, колокольчики. Когда мальчики играют, девочки им аплодируют и наоборот
Рефлексия:
- какие инструменты звучали?
- какие - понравились?
- как правильно держать балалайку?