Елена Конева
Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством игры с песком
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством
игры с песком.
Часто руки знают, как распутать то,
над чем тщетно бьется разум…
Карл Густав Ю
Аннотация: В статье представлен опыт работы по речевому развитию дошкольников посредством игры с песком.
Ключевые слова:
Развитие речи, коммуникативный опыт, игра с песком, поддержка детской инициативы, творческий потенциал.
В работах Л. С. Выготского, ДМ. М. Алексеевой, СЛ. Рубинштейна, Ф. А. Сохина, Е. И. Тихеевой и др. указывается, что общее развитие личности дошкольника во многом обусловлено уровнем развития его речи. Овладение родным языком - одно из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Один из принципов дошкольного образования - это поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. В системе традиционных и нетрадиционных методов развития детей все больше места занимают специальные техники, одна из которых – песочная и сегодня речь пойдёт о его величестве Песке. Ведь именно игра с песком как способ развития ребенка известен с древних времен. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Все это мир ребенка, в котором он ему комфортно, все понятно и близко.
Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную Душу, усиливая Внутреннего Ребенка. [2].
Принцип “Терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека “возиться” с песком, и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении созданного ею Лондонского Института Детской Психологии она установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, а другой водой, и формочки для игры с песком. Игрушки “жили” в коробке. Маленькие пациенты института использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли “миром”. Поэтому М. Ловенфельд назвала свой игровой метод “мировой методикой”.
Часто мамы приходят с вопросами: “Мой сын не умеет общаться с детьми - в песочнице отнимает игрушки и бросается песком, что делать?” или “Мой сын не умеет общаться с другими детьми - в песочнице у него постоянно отнимают игрушки, а он терпит, что делать?” Оказывается и “Агрессор” и “Тихоня” проблемные. Почему? Потому что у них обоих не сформированы коммуникативные навыки. То есть умение нормально общаться.
Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций.
Однако для обучающих целей уникальные возможности песка до недавнего времени практически не использовались. Чтобы заполнить этот пробел, нами изучена песочная технология развития детей дошкольного возраста и составлена картотека песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом. Но особое внимание уделили развитию речи и коммуникативному опыту детей. Целью явилось создание условий для развития речи детей от 3 до 7 лет, через игру в песок. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает большой воспитательный и образовательный эффект [1].
В наших группах детского сада оборудован объект развивающей предметно пространственной среды – центр активности «Арт студия», где представлены:
песочный световой стол;
подносы для индивидуальной игры в песок:
ёмкость для воды;
сито для песка;
формочки;
фигурки людей и животных;
природные объекты: камни, ракушки, куски дерева, сухие растения, желуди, семена, перья и т. п. ;
игрушечные предметы быта, мебель, посуда фигурки, обозначающие транспорт и механизмы: машины, корабли, экскаваторы, самолеты и т. п. ;
объекты окружающего мира: дома, заборы, мосты, ворота и т. п.
Задачи:
Образовательные:
усиливать желания ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно и совместно с детьми и со взрослыми;
закреплять у ребенка первоначальный интерес к искусству песка;
Развивающие;
развивать тактильную чувствительность как основу «ручного интеллекта».
развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление);
совершенствовать предметно-игровую деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
развивать мелкую моторику, которая напрямую связана с развитием речи (при манипуляциях с мелкими предметами, фигурками, песком);
развивать творческий потенциал, фантазию (ребенок придумывает целый мир на песке);
развивать речь (игра часто сопровождается комментариями, историями, воображаемыми диалогами, монологами);
развивать целенаправленные действия - внутренняя речь (создаю план, реализую задумку);
развивать и гармонизировать эмоциональную сферу (в игре находят воплощение волнующие ребенка ситуации, что дает эмоциональную разрядку);
балансировать психические процессы (возбужденных успокаивает, вялых активизирует);
Воспитательные:
Воспитывать способность договариваться, учитывать интересы других детей (коммуникативные и социальные навыки);
воспитывать способность к волевым усилиям в деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить дело конца.
По мнению эзотериков, песок имеет способность «заземлять» негативную энергию.
Содержание картотеки игр:
Содержание картотеки включает в себя два основных блока.
Блок 1."Великолепные линии, интересные фигурки»
Формировать интерес режиссёрских игр с предметами живой и неживой природы.
Обучать чтению фигурками сказочных героев.
Знакомить детей с техникой рисования песком.
Учить детей рисовать пальцем, предметами.
Учить приему прищипывания, насыпания и обрезание песка.
Блок 2. "Сюжетное рисование
Развивать речь и развивать целенаправленные действия.
• Учить создавать образы под музыку, развивать творческое воображение, рисовать пальцами синхронно.
• Побуждать к творческим замыслам и решениям, развивать фантазию, закреплять знакомые приемы.
• Учить творчески выражать свой замысел, закреплять способы рисования.
• Развивать чувство композиции, чувство фактурности.
• Развивать тактильную чувствительность и моторику пальцев.
Во время подготовки и реализации проекта складывались наши партнёрские отношения:
С целью разработки и проведения мастер-класса «Следы на песке» во время технологической практики, для студентов УрГПУ.
С целью разработки и проведения мастер-класса «Следы на песке» для способствования внедрения в практику работы педагогов нетрадиционных технологий, направленных на всестороннее в том числе речевое развитие ребёнка - дошкольника.
Разработки технологической карты образовательной деятельности «Портрет мамы» и проведения занятия с использованием песочной технологии на информационном дне для родителей Чкаловского района.
С семьёй:
наглядная информация: альбом «Песочный мир чудес» (история и виды игр)[2, 3, 4, 8];
индивидуальная консультация по песочной технологии;
помощь в изготовлении и приобретении игрушек.
Одной из форм культурных практик включает участие детей наших групп в игровой деятельности для дошкольников нашего детского сада: НОД «В гости к песочному человечку» [2,9]
У детей наблюдается положительная динамика в развитии речи и умение общаться с другими людьми. Благодаря разнообразию песочной игры, применяя разные области развития (познавательная, речевая, социально-коммуникативная,художественно-эстетическая, расширился кругозор детей, пополнился словарь, дети стали наблюдательнее, смелее составляют творческие рассказы и композиции, рассуждают, правильно оценивают поступки героев, переносят игру на песке в сюжетно-ролевые игры, театральные. С помощью песочной технологиии развивается речь дошкольника и умение общаться с другими людьми. Результатом эффективности песочной игровой деятельности является, участие детей во всероссийском конкурсе «Речецветик».
У детей младшего дошкольного возраста, игра в песок, прекрасно стабилизирует эмоциональное состояние во время адаптации в детском саду.
Мы очень довольны, что песочная технология даёт младшим дошкольникам возможность рассказать о своих проблемах без слов, а старшим дошкольникам возможность самовыражения, не ограничивая слова и во всех возрастах, стабилизирует эмоциональное состояние детей.
Литература
1. Барышникова С. М. Нетрадиционные приёмы в работе учителя логопеда: игры с песком. Научно-практический журнал. Дошкольная педагогика. №4 -2011 г.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич - Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. СПб. : ИСП иП, 1998.
3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. - СПб. : Детство-Пресс, 2002.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. М. : Речь, 2003.
5. Знатнова И. Ю., Как научить ребёнка читать: методика «Песочница». Ростов на Дону «Феникс», 2014.
6. Игры в логопедической работе с детьми: Кн. для логопеда. Ред. сост. В. И. Селиверстов. Просвещение, 1987.
7. Кичура В. В. Использование песочной терапии в работе с дошкольниками. Научно-практический журнал. Дошкольная педагогика. №4 2009 г.
8. Кондратьева С. Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития//Дошкольная педагогика. 2006. №1.
9. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
10. Швайко, Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: программа, конспекты: пособие для педагогов дошкольных учреждений. -Текст /.Г. С. ШвайкоМ. гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003-117с.