Пермякова Татьяна Геннадьевна
Консультация «Развитие эмоциональной идентификации у дошкольников средствами сказкотерапии»
▼ Скачать + Заказать документы
Т. Г. Пермякова
В статье анализируется потенциал сказкотерапии как одного из перспективных современных методов развития у детей дошкольного возраста способности к эмоциональной идентификации. Автором статьи подчеркивается, что формирование и развитие указанной способности является базисом в целом для эмоционального развития личности детей, а именно на это сегодня существует социальный заказ общества, что в частности следует из положений нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Публикация «Консультация „Развитие эмоциональной идентификации у дошкольников средствами сказкотерапии“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
Ключевые слова: дошкольники, эмоции, чувства, эмоциональное развитие, эмоциональная идентификация, эмпатия, сказка, сказкотерапия.
Эмоциональная идентификация является важнейшей, более того – неотъемлемой составляющей общего эмоционального развития детей дошкольного возраста. Актуальность исследования проблемы эмоционального развития дошкольников в целом, а также развития у них такого качества, как эмоциональная идентификация, обусловлено тем, что на это существует социальный заказ общества системе дошкольного образования.
Недавно вступивший в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) [1] определяет, что дошкольное образование призвано обеспечивать развитие личности детей в различных направлениях, таких как социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие и т. д.
Наряду с перечисленными направлениями в новом ФГОС ДО подчеркивается необходимость развития у детей социального и эмоционального интеллекта, их эмоциональной отзывчивости, а также таких душевных качеств, сопряженных с эмоциями, как сочувствие, сопереживание. Иначе говоря, ФГОС ДО подразумевает комплексное развитие эмоциональной сферы дошкольников.
При этом через весь текст ФГОС ДО проходит мысль о том, что развитие различных сфер личности дошкольников невозможно без развития эмоциональной сферы, без формирования у них эмоционального и морально-нравственного благополучия, позитивного отношения к себе, окружающим людям и миру в целом. И хотя эмоциональное развитие дошкольников в современном ФГОС ДО не выделено в самостоятельное направление педагогической деятельности, тем не менее, как подчеркивается специалистами, все предусмотренные стандартом направления развития детей так или иначе опосредуют собой развитие эмоциональной сферы дошкольника [4, с. 170].
Эмоциональная сфера личности ребенка включает в себя эмоции и чувства. Познавая окружающую действительность, ребенок так или иначе относится к предметам, явлениям, событиям, другим людям и к самому себе. Это отношение находит свое выражение в эмоциях и чувствах, им переживаемых, и они являются очень разнообразными.
Сущность чувств и эмоций исследована в работах известных отечественных психологов, таких как В. В. Бойко, В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтера, Б. И. Додонова, Е. П. Ильина и др. Эти и другие авторы неоднократно подчеркивали, что развитие эмоциональной сферы детей осуществляется под воздействием воспитания и обучения, а также в процессе приобретения индивидуального жизненного опыта. По этим причинам становление эмоций у дошкольников неотделимо от вопросов психологии и педагогики.
В дошкольной психологии и педагогике развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста традиционно считается одной из ключевых, приоритетных задач воспитания (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, О. В. Гордеева, А. В. Запорожец, Е. И. Изотова, Н. Л. Кряжева, Г. А. Широкова). В психолого-педагогических трудах указанных ученых эмоциональная сфера дошкольников характеризуется как базовая сфера жизнедеятельности детей, являющаяся основой формирования отношения детей к миру и оказывающая сильнейшее влияние на познавательную сферу, характер переживания личностью стрессовых ситуаций, отношения со сверстниками и др.
В последнее время на фоне активного реформирования системы дошкольного воспитания (роста сети альтернативных дошкольных учреждений, появления новых программ и технологий воспитания и обучения дошкольников и т. п., развитию эмоциональной сферы детей не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от их интеллектуального развития. Вместе с тем, как указывали еще Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить подлинное эмоциональное благополучие ребенка в жизни и успешное выполнение им различных форм деятельности.
Важнейшим вопросом в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников сегодня многими исследователями признается вопрос о развитии такого качества, как эмоциональная идентификация. Оно выступает в качестве диагностического показателя уровня развития эмоциональной отзывчивости у детей, служит предпосылкой для формирования эмпатии – важнейшего психологического качества развитой личности.
Термин «эмоциональная идентификация» пока не получил должного осмысления в психолого-педагогической науке, хотя на практике активно используются методики диагностики уровня развития эмоциональной идентификации у детей, в частности, методика Е. И. Изотовой [3].
В самом общем понимании способность к эмоциональной идентификации представляет собой способность личности идентифицировать (воспринимать, распознавать, характеризовать, описывать) эмоции, чувства, переживания, испытываемые другими людьми, а также собственные эмоции и чувства.
Внутренний механизм эмоциональной идентификации был точно охарактеризован отечественными исследователями, которые определили сущность эмоциональной идентификации как «сопоставление эмоционального объекта с эмоциональным эталоном с целью опознания данного объекта в контексте обобщенных эмоциональных значений» [3].
На развитие способности ребенка к эмоциональной идентификации влияют различные факторы, прежде всего, собственный уникальный эмоциональный опыт, который формируется во взаимоотношениях с другими людьми. Чем богаче и разнообразнее этот опыт, тем более будет развита способность ребенка к идентификации эмоций.
Для детей важную роль в формировании эмоционального опыта, а соответственно и способности к эмоциональной идентификации играет характер взаимоотношений и переживания эмоций родителями. Как правило, в семьях, где родители более экспрессивны и склонны к яркому выражению широкого спектра эмоций, способности к эмоциональной идентификации у детей оказываются более развитыми.
По мере взросления детей линейка факторов, влияющих на развитие рассматриваемой способности, ширится. В нее включаются и характер взаимоотношений со сверстниками, другими значимыми взрослыми, помимо родителей и т. д.
Важно, что процесс развития способности к эмоциональной идентификации у дошкольников может протекать стихийно или быть управляемым. Управляемое воздействие на развитие данной способности могут оказывать, прежде всего, специалисты дошкольных образовательных организаций в процессе общих и специальных занятий с детьми.
В настоящее время в педагогической науке осуществляется поиск методов и средств развития способности дошкольников к эмоциональной идентификации, их практическая апробация. Одним из методов, уже доказавших свою результативность в данной сфере, является сегодня сказкотерапия. Этот метод получил свое название в связи с тем, что его основу составляет применение в работе с детьми сказок, т. е. повествований, имеющих сказочную форму.
Перспективность использования сказкотерапии в процессе развития способности к идентификации эмоций у детей дошкольного возраста обусловлена тем, что классическая сказка, в отличие от реальной жизни, имеет весьма понятную и четкую систему деления персонажей как носителей определенных моральных качеств, а соответственно и как носителей определенных эмоций – положительных и отрицательных. При работе с дошкольниками важно, что в волшебной сказке комплект основных моральных качеств, черт персонажа, его эмоций обычно весьма устойчив. Сюжетные перемены могут касаться ситуаций, в которых оказываются герои, однако базовый комплекс их личностных черт и переживаемых эмоций в сказках всегда достаточно неизменен.
Устойчивость особенностей характеров и эмоций героев является отличительной чертой персонажей волшебных сказок, и именно эта черта позволяет на ранних этапах развития способности детей к эмоциональной идентификации формировать у них необходимые навыки восприятия, распознавания, узнавания, описания переживаемых персонажами эмоций. Благодаря четкому разделению сказочных персонажей на «плохих» и «хороших», дети научаются отличать и разграничивать между собой «плохие» и «хорошие» личностные черты, эмоции, переживания, поступки, что служит базой для дальнейшего развития способности к эмоциональной идентификации.
Метод сказкотерапии как инструмент развития эмоциональной идентификации детей может применяться с раннего возраста на протяжении всего дошкольного, а позднее и школьного возраста (вплоть до перехода детей в среднее звено). К 5-6 годам благодаря системному использованию метода сказкотерапии у дошкольников можно развить способность к точной идентификации таких эмоций, как радость и печаль, к старшему дошкольному возрасту (7 лет) – эмоции страха и т. д.
При этом по мере взросления детей используемый сказочный материал должен усложняться, чтобы у них усложнялась и развивалась глубина и точность идентификации и понимания эмоций и эмоциональных состояний человека, чтобы повышался уровень развития способности к эмоциональной идентификации (от базового к ситуативно-конкретному, далее к уровню словесного обозначения и описания экспрессии, затем к уровню осмысления эмоций в форме развернутого описания и, наконец, к уровню осмысления эмоций в форме истолкования и проявления эмпатии [5]).
Таким образом, проведенный анализ позволяет заключить, что сказкотерапия на сегодняшний день может рассматриваться как очень перспективный, показавший свою эффективность на практике метод развития эмоциональной стороны личности дошкольников в целом и в частности – как метод, который может успешно применяться для развития такого важного качества, как способность к эмоциональной идентификации. Основная задача современных педагогов-практиков должна состоять в том, чтобы формировать необходимый банк сказок, которые могут применяться в работе с детьми разного возраста для поступательного развития у дошкольников данной способности, ее углубления и усложнения.
Список использованной литературы
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Режим доступа: [Консультант плюс].
2. Ежкова Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. В 2 ч. Ч. 1. М. : Владос, 2010. 127 с.
3. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка : Теория и практика. М. : ИЦ Академия, 2004. 288 с.
4. Ложкова Г. М. Развитие эмоциональной сферы дошкольников в свете ФГОС // Психологические науки. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №6. С. 168-170.
5. Садыкова Г. Р. Особенности идентификации эмоций во взаимосвязи с когнитивно-перцептивными процессами у младших подростков с умственной отсталостью // Концепт. 2015. № 08 (август).
© Пермякова Т. Г., 2018