Людмила Гусак
Развитие социально-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие социально-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества.
Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по развитию социально-эмоциональной сферы дошкольников.
Но наше настоящее время вносит свои коррективы в процесс развития эмоциональной сферы ребенка. Не последнее место в этом процессе занимает активная компьютеризация нашей жизни. Вместе с положительными сторонами компьютерные технологии способствуют замещению непосредственного общения людей виртуальным. Наш язык утрачиваетсвою эмоциональность, его заполняют иностранные слова, дети меньше общаются со взрослыми и сверстниками, а больше замыкаются на телевизорах и компьютерах, язык которых лишен эмоциональной окраски и образности.
Публикация «Развитие социально-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Устное народное творчество
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2018
Поэтому сегодня крайне актуальны и постоянно напрашиваются вопросы: «Как же развивать эмоциональную сферу дошкольников? Какими методами, средствами и технологиями вооружится педагогу?»
Думаю, что одним из наиболее эффективныхи доступных средств развития социально-эмоциональной сферы у детей является устное народное творчество нашего народа, дошедшее до нас из глубины веков. Я считаю, что через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней
В своей работе я широко использую устное народное творчество в развитии социально-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста. Своей основной задачей я считаю развитие эмоциональной речи детей, становление их самосознания, развитие умения управлять своими чувствами, привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге.
Я обращаюсь к разным фольклорным жанрам: былинам и легендам («Добрыня и Змей», «Донская сказка», «Добрыня Никитич и Алеша Попович», «Балбешка», «Алеша Попович и ТугаринЗмеевич» и др., сказкам («Колобок», «Рукавичка», «Крылатый, мохнатый да масляный», выразительный язык которых изобилует меткими, остроумными эпитетами, с помощью которых дается характеристика образа, выражается отношение к нему: «молодец-удалец», «котишка-мурлышка, серый лобишко», «коза-дереза» и другие.
Сказки являются для ребенка учителем и толкователем нравственных законов. Именно с помощью сказки дети усваивают первые правила взаимоотношений людей и поведения в обществе. Их фантастический сказочный мир, наполненный чудесами и волшебством, всегда привлекает детей. Завораживающий сказочный сюжет помогает детям легко усваивать сложные понятия долга, чести, совести.
. Очень активно я использую в работе с детьми и малые фольклорные формы –частушки, потешки:
- с игровым началом: «Ладушки», «Идет коза рогатая…», «Сорока, сорока….», «Пальчик, пальчик…», «Чики, чики, чикалочки…»;
- составленные в диалогической форме, например: «Ваня, Ванечка, куда ходил? - В лесочек. – Что видел? - Пенечек.»
- пословицы: содержащие иронию и насмешку: «Хороша дочь Аннушка, коли хвалят мать да бабушка» или «Люди с базара, а Назар на базар»; поучительные: «Играй, да дело знай», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» и др.
Ещё один вид малых форм словесного народного творчества - загадки. Они – настоящий кладезь народной мудрости, наблюдательности, смекалки. Я учу детей не только отгадывать загадки, но и обучаю их самым простым приемам составления загадок: нахождению и указанию на основные признаки, характеризующие предмет. Например «Шапочка да ножка- вот и весь Ермошка» (гриб). Или учу выделять некоторые признаки, одинаковые для различных предметов или явлений; на основании сходства этих предметов надо найти разгадку: «Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостом, а не мышь» (репа).
Для полноценного использования устного народного творчества в работе с детьми в группе имеется книжный уголок, где собрана разнообразная детская литература. Чтобы работа была систематичной, я разработала перспективное планирование тематических занятий по ознакомлению детей с народным творчеством; в группе есть картотеки «Народных подвижных игр», «Словесных игр», альбомы песенок, потешек, прибауток и колыбельных, которые, имея нравственную основу, учат ребенка обретать гармонию с окружающим миром.
Помимо этого, в группе имеются большое количество иллюстративного материала по данной теме, различные виды театра,
часть которых изготовлены своими руками. По моему мнению, использование элементов кукольного театра при чтении сказок, общение персонажа сказки с детьми вызывают у них особый всплеск эмоций.
От лица героя проигрываются сложные ситуации, решаются проблемы.
Поэтому я считаю, что театрально-игровая деятельность- это самый верный и короткий путь к сердцу и разуму ребенка, и что с ее помощью значительно проще привить ребенку определенные навыки, научить ладить с другими детьми, раскрепощаться как актеру.
Со старшими дошкольниками я часто провожу игры со сказками на новый лад. Например, хорошо всем знакомая сказка «Теремок» может иметь несколько иное содержание, которое направлено на привитие таких качеств, как вежливость, аккуратность, опрятность, уважение к еде. Воспитывает у детей навыки культурного поведения.
Сказка «Репка» - это сказка в стихотворной форме, написанная современным языком.,
психологические сказки («Добрый колобок»)
Помимо этого я провожу с детьми занятия, где они знакомятся с предметами старины, народными традициями,
изготавливают игрушки своими руками
и проявляют себя в художественном творчестве.
Регулярно организую с дошкольниками экскурсии в наши мини-музеи: «Народной игрушки»,
«Русскую горницу»,
. со старшими дошкольниками мы посещаем музей «Путевой дворец»
и детскую библиотеку, где проходят тематические занятия, на которых дети получают массу положительных эмоций.
Ну, и, конечно, не обходимся мы и без проведения традиционныхпраздников («Масленица»,
«Осенины» и др., которые помогают детям творчески самовыражаться.
Считаю, что всякий праздник- это дополнительный всплеск положительных эмоций, которые дети получают в ходе его проведения.
В. А Сухомлинского считал, что: «Эмоциональный фактор- единственное мощное средство, развивающее ум ребенка, обучающее его и сохраняющее детство».
Работу по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста я провожу в тесном контакте с родителями в различных формах: консультации: «Народная игра как средство духовно-нравственного воспитания»; беседы: «Роль устного народного творчества в жизни дошкольников», род. собрания:«Формирование образа семьи у старших дошкольников»; совместное разучивание произведений устного народного творчества, драматизация русских народных сказок, утренники, анкетирование.
Думаю, что приобщатьребенка к русской народной культуре следует начинать с раннего детства и продолжать в школе.
В своей дальнейшей работе я буду стараться использовать все виды и формы устного народного творчества, потому что это уникальное средство для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития.
Закончить мое сегодняшнее выступление хотелось бы словами К. И. Чуковского:«Детские литературные произведения воспитывают в человеке человечность- эту дивную способность волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою!»