Золотова Лариса Михайловна
Развитие связной речи у детей с ТНР в условиях специализированного дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из видов при обучении дошкольников самостоятельному
рассказыванию является пересказ.
На протяжении ряда лет нами успешно используется пересказ по лексической теме: «Санкт-Петербург» у детей седьмого года жизни с тяжёлой патологией речи (ОНР III уровня речевого развития, ФФНР). Если в группе есть дети с логопедическим заключением ОНР II уровня речевого развития, текст должен быть менее насыщенным по содержанию и уменьшен в объёме. Необходимыми условиями таких занятий являются наглядность (экскурсии, фотографии, фильмы) и доступность получаемой информации. Тексты не должны быть перегружены. Знакомясь с тем или иным зданием или памятником Петербурга, дошкольники прослушивают большую информацию, чем должны будут использовать в пересказе, состоящем из нескольких предложений (не более 15). Неоценимую помощь логопеду оказывают родители, совершая с детьми совместные прогулки к достопримечательностям родного города. Очень помогают ребятам усвоить последовательность рассказа зрительные сигналы в виде мнемотаблиц с условными обозначениями или опорные картинки. Всегда поощряются дети, использующие в своём пересказе дополнительную информацию. У дошкольников развивается любознательность, им хочется узнать больше нового и интересного. Логопед обязательно поясняет, что необходимо не заучивать наизусть текст, а рассказывать своими словами. Одну и ту же фразу можно сказать по другому, используя слова, близкие по смыслу - синонимы. Важен эмоциональный настрой данных занятий. Сопереживание и поощрение придаст уверенности застенчивым или несправляющимся ребятам. Сверстники внимательно слушают ответы товарищей, дополняют их, делают замечания, а затем вместе оценивают. Это воспитывает уважительное отношение дошкольников друг к другу. В ходе знакомства с архитектурной достопримечательностью с дошкольниками ведётся словарная работа. Поясняются значения непонятных, редко употребляемых слов: священник – служитель в церкви, в храме; адмирал – один из главных чинов офицера на флоте; достопримечательность – место, достойное примечания, внимания; крепость – укреплённое, крепкое место и т. д. Подбираются синонимы, расширяется активный запас. Посильную помощь учителю-логопеду здесь оказывают воспитатели группы во время коррекционного часа. Знакомство начинается со второй половины учебного года (конец II периода, начало III-го). Это зависит от степени тяжести патологии, сроков пребывания в логопедическом дошкольном образовательном учреждении. Учитываются приближение словарного запаса к возрастной норме, значительное уменьшение аграмматизмов, рост познавательных возможностей, повышение уровня развития связной речи детей 7-го года жизни. Полезно в группе иметь карту города со схематичным расположением основных достопримечательностей. Работа с ней позволяет расширить пространственные представления дошкольников. Автор рекомендует некоторые организационные моменты проведения занятий по пересказу.
Публикация «Развитие связной речи у детей с ТНР в условиях специализированного дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
1 занятие.
1. Дети знакомятся с достопримечательностью города. Слушают подробный рассказ учителя-логопеда, подкреплённый наглядностью.
2. Ответы детей на вопросы по содержанию. Учителю-логопеду необходимо тщательно продумать вопросы. Подготовительная словарная работа предполагает вариативность ответов детей (использование синонимов, различный порядок и количество слов, разная степень сложности конструкций предложений).
3. Повтор краткого пересказа учителем-логопедом (того, который будут воспроизводить дети).
4. Воспроизведение рассказа одним или двумя детьми из сильной подгруппы (по желанию). Учитель-логопед может оказывать помощь. Показ указкой деталей объекта, или показ направления рассказа ( Например: описание памятника Петру - I «Медный всадник» идё т снизу вверх: скала, конь, фигура Петра -I, задавание вопросов.
5. Анализ и поощрение пересказов детей взрослым.
2 занятие.
1. Пересказ рассказа детьми из сильной подгруппы (как правило 2 - 3 человека).
2. Анализ и оценка пересказа, добавления или исправления детей.
3. Пересказ рассказа ребёнком из средней подгруппы (по желанию).
4. Анализ и оценка рассказа.
Дети из слабой подгруппы опрашиваются на индивидуальных занятиях. Никогда не нужно принуждать ребёнка, особенно из слабой подгруппы, к пересказу на подгрупповом или фронтальном занятии, если такие проводятся. Стеснительный, неуверенный в себе ребёнок охотнее воспроизводит пересказ в присутствии 2-х, 3-х детей, чем 7-ми или 14-ти. Даже если пересказ был слабый, в нём всегда можно найти то, что достойно похвалы. Стоит попросить дошкольника ещё раз повторить пересказ дома с тем, чтобы спросить задание в следующий раз и тогда уже оценить его. Это вселяет в ребёнка уверенность, исчезает страх перед публичным рассказыванием, повышается речевая активность. Занятия по обучению пересказу на примере лексической темы: «Санкт – Петербург» способствуют расширению объёма знаний, развитию мышления, возникновению интереса к изучению родного города у детей, интенсивному развитию речи.
Автор приводит некоторые варианты пересказов.
Петропавловская крепость.
1. Царь Пётр-I повелел построить Петропавловскую крепость в 1703 году. День закладки крепости (27 мая) стали считать днём рождения города.
2. Крепость должна была защищать город от нападения врагов. А позже стала тюрьмой для важных государственных преступников.
3. За крепостной стеной находятся:
- Петропавловский собор (в нём расположены захоронения русских царей);
-Дом коменданта (там хранятся ключи от крепости);
-тюрьма Трубецкого бастиона;
-Монетный двор (здесь чеканят монеты и медали);
-памятник Петру-1;
-копия ботика Петра-1.
4. Крепость омывают река Нева и Невская протока.
5. Ровно в 12 часов палят пушки.
6. Архитектор крепости и собора Доменико Трезини.
Петропавловский собор.
1. Заложили собор в день святых Петра и Павла. Поэтому такое название.
2. В храме собиралось много верующих. Службы проводили главные священники.
3. Храм соединяется с колокольней. Колокола Петропавловского собора звонят. Здесь проводятся концерты колокольных звонов. Колокольню украшают старинные часы.
4. Над собором возвышается купол.
5. Колокольня завершается золотым шпилем. На самом его верху парит ангел – хранитель нашего города. Это флюгер. Он показывает направление ветра.
Адмиралтейство.
1. Красивое здание жёлтого цвета с корабликом на золотом шпиле – это Адмиралтейство.
2. Архитектор Андриан Захаров.
3. Здесь создавался Российский флот. Корабли строили и спускали на воду. По Неве они плыли в Балтийское море.
4. Сейчас в здании Адмиралтейства находится военное училище. Там готовят офицеров, которые будут служить в военно-морском флоте России.
Медный всадник.
1. На Сенатской площади находится памятник Петру -I – Медный всадник.
2. На огромной серой скале встал на дыбы конь. Скала напоминает огромную волну.
3. На коне сидит всадник.
4. Его правая рука вытянута к Неве.
5. Гордо вскинута голова Петра -I. Он преодолел много преград, чтобы прославить Россию. На голове у царя-победителя - лавровый венок.
6. Конь топчет змею, которая обозначает врагов.
7. Скульптор памятника Фальконе. Ему помогала Мари Колло. Она создала голову Петра -I.
Ростральные колонны.
1. Путь кораблям, приплывающим в Петербург, указывали маяки – Ростральные колонны. На их вершинах в специальных чашах должен был гореть огонь.
2. Маяками колонны служили недолго. Но огонь на них зажигают в праздничные дни и сейчас.
3. «Стволы» колонн украшают носы старинных кораблей – ростры. На красной штукатурке хорошо видны якоря.
4. У подножия каждой колонны находятся по две скульптуры. Они изображают реки России : Волгу и Днепр, Волхов и Неву.
Литература.
1 Филичева Т. Б. Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 2000 г.
2 Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. (Отв. ред. Храковская М. Г.) – СПб., 2001 г.
3 Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984 г.
4 Белкин А. С. Ситуация успеха. Как её создать. – М., 1991 г.
5 Анисимов Е. В. Санкт – Петербург. Три века архитектуры. – СПб., 2003 г.
6 Ермолаева Л. К. Лебедева И. М. Чудесный город. – СПб., 1998 г.
7 Нестеров В. Знаешь ли ты свой город? – СПб., 1997 г.
8 Канн П. Я. Прогулки по Петербургу. – СПб. 1994 г.
9 Крюковских А. П. Дворцы Санкт – Петербурга. – СПб., 1004 г.
10 Курбатов В. И. Петербург: Художественный очерк и обзор богатства столицы. – СПб., 1993 г.