Ольга Гузова
Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами малых фольклорных форм
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – это драгоценный дар, величайшее богатство человека. С ее помощью люди выражают свои мысли, чувства, общаются, достигают взаимного понимания.
Для маленького ребёнка овладение речью - это сложный процесс, которому нужно помочь протекать в правильном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно создать условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в общении не только со взрослыми, но и со сверстниками.
Публикация «Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами малых фольклорных форм» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Ранний возраст – это время для активного усваивания ребенком разговорного языка, развивает все стороны речи : фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор.
Дети раннего возраста обладают особой восприимчивостью к малым фольклорным формам. У них формируются наглядно-действенное мышление, эмоциональность, воображение, речь, психическая деятельность обогащается опытом, возникает способность воспринимать окружающий мир и действовать по представлению.
Слово “фольклор” обозначает народная мудрость Фольклор - это поэзия, которая создается народом, в которой можно отразить трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре выражен богатый мир мыслей, чувств, переживаний. Устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. Детский фольклор формируется из многих факторов. Среди них - влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многого другого. От воспитания зависит успешное развитие качеств, которые обеспечат участие ребенка в творческом труде. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Главная задача педагога, прививать им навыки, формировать критическое мышление, целенаправленность.
Фольклор для детей - разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для самых маленьких. Особенность его - он соединяет стихи, песни, игровые приемы.
В произведениях устного народного творчества заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:
- Воспитание звуковой культуры речи.
- Обогащение словаря.
- Формирование грамматического строя речи.
- Развитие монологической и диалогической речи.
- Развитие мелкой моторики.
Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем быстрее он начнет говорить, раньше научится выражать свои мысли и эмоции.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок.
Проблемой использования малых форм фольклора,была изучена в работах М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной, Н. В. Новоторцевой, О. С. Ушаковой и др.
Как утверждают эти авторы, первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм : колыбельных песенок, пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. Сейчас знают все меньше обрядов, забывают песни и колыбельные. Эти произведения, доступны по форме и понятные содержанию, являются ценным материалом для развития речи детей младшего возраста. Ценность малых фольклорных форм заключается в том, что с его помощью взрослые устанавливают эмоциональный контакт с ребёнком. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребёнок только начинает познавать мир.
Малые фольклорные формы – это небольшие по объему произведения фольклора, бесценный источник обогащения словаря детей, в частности детей младшего возраста. В этих произведениях ребёнок узнаё т об окружающем мире: о явлениях природы, о животных, о том, что такое хорошо и плохо. Через малые фольклорные жанры ребёнок вслушивается в характерные особенности звучания родной речи и проникает в смысл слова.
Ритмичные тексты побуждают детей к движению, создавая радостное настроение, тем самым вызывают желание проговаривать вместе с воспитателем, активизируя свою речь.
Рассмотрим малые фольклорные формы доступные для понимания детьми младшего возраста.
Колыбельные песни. В народе их называют байками. Это название произошло от глагола «баить» - «говорить». Данное слово имеет следующее старинное значение: «заговаривать, шептать». Колыбельные песни получили это название неслучайно: древнейшие из них имеют к заговорной поэзии прямое отношение. Борясь со сном, например, крестьяне говорили: «Дрёмушка, отойди от меня».
Колыбельная песня содержит в себе большие возможности фонематического восприятия (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и др.). Повторяющиеся фразы, Пестушки. В центре сюжета – образ подрастающего ребенка. Название «пестушки» происходит от слова «пестовать», то есть «ходить за кем-то, растить, нянчить, воспитывать». Они представляют собой короткие приговоры, которыми в первые месяцы жизни младенца комментируют его движения. Незаметно пестушки переходят в потешки – песенки, сопровождающие игры малыша с пальцами ножек и ручек. /
Потешка – это элемент педагогики, песенка-приговорка, обязательно сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Использование потешек в воспитании детей всегда было нормой на Руси. В каждой семье, знали, что такое потешки, и использовали их при любом контакте с детьми. Их мелодичное звучание помогали установить более тесный контакт с ребёнком, успокоить его и настроить на продуктивное взаимодействие со взрослыми. Песни-потешки часто сочинялись мамами, бабушками и нянюшками на ходу, что делало их уникальными. Такие жанры фольклора подаются в своей игровой форме : они призваны пробудить ребенка к действию. С одной стороны, это массаж, с другой – физические упражнения. В таком жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев, ладошек, рук и мимики. Потешки помогают ребенку развивать эмоциональную сферу, мелкую моторику рук, привить навыки гигиены, порядка. Самые известные из них: Ладушки, Сорока.
Прибаутки. Содержанием они напоминают небольшие сказки в стихах. В прибаутке, как правило, дана картина некоторого яркого события, либо в ней изображается некоторое стремительное действие, отвечающее активной натуре малыша. Им свойствен сюжет, но ребенок на длительное внимание не способен, поэтому они ограничиваются лишь одним эпизодом. В первые годы жизни детей няньки и матери пели им песенки уже более сложного содержания, не связанные с игрой.
Русские прибаутки очень неоднородны по своей сути. Среди них встречаются шутливые присказки, описывающие зверей, насекомых, которые занимаются человеческими делами. Пример тому – прибаутка о кошке в лукошке, которая шьет рубашки, пока кот «на печи сухари толкёт». «Предком» прибауток-диалогов называют игровые заговоры, которые стали считаться частью детского фольклора только к первой половине ХХ века. Колыбельные песни, потешки, прибаутки источник представлений ребёнка о природе. Малышу ещё не доступно осознание смены времен года и связанных с этим погодных явлений, он откликается сиюминутно на солнышко, снег, дождь, про которые говорится в тексте. Также малые фольклорные жанры помогают ребенку накопить представления и о животном мире, ребенок начинает усваивать условия жизни животных, более детально воспринимать внешние особенности и повадки. Благодаря простоте их звучания, дети, легко запоминают их, вводят в свою речь. Малые фольклорные формы педагоги применяют для речевого развития детей младшего дошкольного возраста на протяжении всего времени пребывания в ДОО: режимные моменты (игры, рассматривание иллюстраций, чтение сказок и потешек, прогулки); образовательный процесс (НОД, свободная деятельность, трудовая деятельность, досуги и развлечения.