Раиля Курамшина
Занятие по развитию речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая рекомендация для педагогов ДОУ
Статья: "Развитие речи детей дошкольного возраста"
«Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью». А. Куприн
Давайте для начала определимся: что же такое речь?
Публикация «Занятие по развитию речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Речь – это форма общения людей посредством языка. Ребенок с рождения усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится пользоваться им на протяжении все жизни.
Речь – это уникальное явление, которое дарит возможность давать разностороннюю характеристику человеку, она служит проводником мыслей, познаний, чувств, намерений между людьми.
Речь человека – это его внутреннее содержание, психофизический портрет, формирование которого зависит не только от врожденных особенностей индивидуума, но и окружающего социума.
Так вот, мы с вами, педагоги дошкольных учреждений, наряду с родителями призваны заниматься развитием устной речи у воспитанников.
Что же такое развитие речи детей дошкольного возраста на самом деле?
Развитие речи имеет своей целью помочь ребенку овладеть грамотной, красивой, выразительной речью на родном языке, научиться точно, ярко, образно передавать в речи свои мысли, чувства, впечатления.
Развитие речи – это процесс, который проходит у ребенка целый ряд этапов. И существуют ориентировочные показатели развития речи малыша в каждый его возрастной период. Все нормативы речевого развития детей, существующие в нашей стране – это результат серьезных, длительных и глубоких научных исследований развития ребенка.
Для того, чтобы грамотно подойти к обучению развития речи у детей, каждому педагогу необходимо изучать различные теории и методики, которые создавались на протяжении многих десятилетий, как русскими, так и зарубежными специалистами.
Итак, мы определили, что развитие речи – это не узкое направление работы со звуками или обучения чтению, а это очень широкая область, очень важная в развитии ребенка. Развитие речи включаетв себя такие направления, как:
Звуковая культура речи– правильное звукопроизношение, ритм, темп, тембр, интонация,речевое дыхание, дикцияи другие показатели «звучащей речи».
Развитие словаря :
а) обогащение словаря новыми словами,
б) активизация словаря,
в) уточнение словаря (то есть умение подбирать наиболее точное и уместное в данной ситуации слово).
Усвоение грамматического строя речи :
а) морфология (то есть умение правильно и без ошибок согласовывать друг с другом слова в предложениях – например, говорить «краснЫЕ сапожки», но «краснОЕ платье», а не «красныя сапожки», «красныя платье»,
б) синтаксис (умение строить предложения и тексты разных видов,
в) словообразование (умение образовывать новые слова от известных по аналогии, например: строит – строитель, учит - учитель, развитие языкового чутья и словотворчества)
Развитие связной речи– умение строить диалог и монолог (описание, повествование, рассуждение, творческое сочинение сказок, небылиц, рассказов, загадок.
Подготовка к обучению грамоте– ознакомление со словом, звуком, предложением, слогом, овладение звуковым анализом слов. Первоначальное обучение чтению (это не обязательная для дошкольников часть программы, поэтому она есть не во всех программах дошкольного образования, но большинство современных детей к школе уже свободно читают, и это требуют от будущих первоклашек многие школьные учителя).