Маргарита Сафронова
Занятие по развитию речи детей дошкольного возраста посредством тактильных ощущений «Веселое путешествие» Видео
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи у детей дошкольного возраста
через тактильные ощущения
Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром. С первых дней жизни информацию о нем младенец получает от ухаживающего за ним взрослого, мамы. Ощущения, получаемые малышом от общения с матерью, ухаживающим взрослым, накапливают опыт тактильной чувствительности, развивают тактильное восприятие, что, в свою очередь, стимулирует его умственную деятельность. Ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражения на соответствующий рецептор, первичная классификация ощущений исходит из рецептора, который дает ощущение данного качества.
Публикация «Занятие по развитию речи детей дошкольного возраста посредством тактильных ощущений „Веселое путешествие“ Видео» размещена в разделах
С самого первого мгновения своей жизни человек живет в мире тактильных ощущений : ласковые прикосновения мамы, дуновение ветерка, капелька дождя или первый лучик солнца – все разнообразие окружающего мира человек познает не только созерцая и слушая, но и, в первую очередь, ощущая разнообразие безграничного и безызвестного ему мира, в который он пришел не имея никакого опыта. Этим опытом взрослые должны поделиться с ребенком. Педагогам и родителям необходимо научить ребенка воспринимать мир в безграничном разнообразии его красок, звуков, запахов и форм. Все свои ощущения ребенок должен научиться выражать в словах и жестах, в звуке и в цвете.
Даже не специалист может заметить, какое огромное значение для развития ребёнка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения. Прикосновение к материнской груди, попытки ухватить погремушку, дотронуться губками, ручками, ножками до любого незнакомого предмета-важнейшие, естественные действия малыша.
Для того, чтобы ребенок сумел полноценно выразить все свои мысли, необходимо в первую очередь иметь развитую речь. О значении развития речевого аппарата, формировании активного и пассивного словаря ребенка достаточно много говорится и пишется в средствах массовой информации и в специальной литературе, а вот о необходимости развития тактильного восприятия и его взаимосвязи с развитием речи у детей в современной литературе нет достаточной информации.
В качестве основных видов ощущений различают :
- кожные ощущения — прикосновения и давления, осязания, температурных ощущений и болевых, вкусовых и обонятельных ощущений, зрительных, слуховых, ощущений положения и движения (статические и кинестетические);
- органические ощущения — голод, жажда, болевые ощущения, ощущения внутренних органов и другие ощущения.
Отставание детей в речевом развитии прогрессирует, что заставляет воспитателей задуматься над новыми методами занятий с воспитанниками. Учёные, исследуя деятельность головного мозга у детей и психического, речевого развития ребёнка, обнаружили закономерность: чем лучше у малыша развиты тонкие движения рук и пальцев, тем лучше развиты мозг и речь.
Чем более подвижные, "послушные" пальчики у ребенка, тем легче ему учиться говорить.
Результаты использования в работе с детьми развивающих игр и методик М Монтессори, А Бондаренко убеждают в том, что дети, действительно, легче усваивают и понимают тот материал, знакомясь с которым они используют большее количество анализаторов: «Когда я слышу – я не забываю, когда я вижу – я запоминаю, когда я делаю – я понимаю».
Внедрение развивающих игр в работу с детьми помогает в работе над развитием таких психических процессов как память, внимание, мышление, воображение и, самое главное, в развитии и активизации словарного запаса у детей, имеющих патологии в речевом развитии.
Практика применения игр на развитие тактильного восприятия показывает, что дети переносят опыт тактильного восприятия окружающего мира в бытовую и игровую деятельность, придумывают задания самостоятельно и с удовольствием выполняют их. Дети учатся соблюдать правила игры; у них совершенствуются коммуникативные навыки; развиваются логическое мышление, память (слуховая, зрительная и тактильная, внимание (устойчивость, концентрация, распределение, воображение, усидчивость.
Игры, способствующие развитию тактильного ощущения проводятся по этапам от простого к сложному развивая возможности тактильного восприятия каждого ребенка.
Первый этап:
-«Собирай не глядя» (дети собирают пирамидки, пазлы, бусы, используя ширму для того, чтобы собирать не глядя)
-«Повторяем за воспитателем» (дети хлопают в ладоши над головой в ритм,
-«Что в руке?» (кубики, шарики, различные виды круп и т. д.).
На первом этапе детям не завязываются глаза, но они учатся определять предметы на ощупь, воспринимать звуки без участи зрительного анализатора.
Второй этап:
Детям не завязываются глаза, а предлагается одеть маски, у которых заклеены глаза.
Игры, способствующие развитию тактильного восприятия, могут быть использованы в различных видах деятельности:
-в совместной деятельности педагога с детьми для создания игровой ситуации, как при освоении нового, так и для закрепления пройденного материала;
-в индивидуальной работе система усложнений каждой игры позволяет педагогу подобрать игровой материал, который будет «потолком возможностей» для каждого ребенка;
-в самостоятельной игровой деятельности эти игры используются после того, как дети научатся выполнять правила игры.
Полноценно организованная тактильная среда позволяет через развитие тактильной чувствительности расширить представления о различных предметах и объектах окружающей действительности.
Тактильные ощущения - обычные психические состояния, которые представляют собой отражение определенных свойств и состояний окружающей среды, возникающих при непосредственном влиянии на органы чувств, дифференцированное восприятие внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы.
Тактильные ощущения играют чуть ли не самую главную роль в сенсорном развитии детей раннего возраста. Без них ребенок не научиться правильно понимать формы и поверхность объектов