Маргарита Сафронова
Занятие по развитию речи детей дошкольного возраста посредством тактильных ощущений «Веселое путешествие» Видео
▼ Скачать + Заказать документы
Веселое путешествие
Развитие речи у детей дошкольного возраста
через тактильные ощущения
Публикация «Занятие по развитию речи детей дошкольного возраста посредством тактильных ощущений „Веселое путешествие“ Видео» размещена в разделах
Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром. С первых дней жизни информацию о нем младенец получает от ухаживающего за ним взрослого, мамы. Ощущения, получаемые малышом от общения с матерью, ухаживающим взрослым, накапливают опыт тактильной чувствительности, развивают тактильное восприятие, что, в свою очередь, стимулирует его умственную деятельность. Ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражения на соответствующий рецептор, первичная классификация ощущений исходит из рецептора, который дает ощущение данного качества.
С самого первого мгновения своей жизни человек живет в мире тактильных ощущений : ласковые прикосновения мамы, дуновение ветерка, капелька дождя или первый лучик солнца – все разнообразие окружающего мира человек познает не только созерцая и слушая, но и, в первую очередь, ощущая разнообразие безграничного и безызвестного ему мира, в который он пришел не имея никакого опыта. Этим опытом взрослые должны поделиться с ребенком. Педагогам и родителям необходимо научить ребенка воспринимать мир в безграничном разнообразии его красок, звуков, запахов и форм. Все свои ощущения ребенок должен научиться выражать в словах и жестах, в звуке и в цвете.
Даже не специалист может заметить, какое огромное значение для развития ребёнка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения. Прикосновение к материнской груди, попытки ухватить погремушку, дотронуться губками, ручками, ножками до любого незнакомого предмета-важнейшие, естественные действия малыша.
Для того, чтобы ребенок сумел полноценно выразить все свои мысли, необходимо в первую очередь иметь развитую речь. О значении развития речевого аппарата, формировании активного и пассивного словаря ребенка достаточно много говорится и пишется в средствах массовой информации и в специальной литературе, а вот о необходимости развития тактильного восприятия и его взаимосвязи с развитием речи у детей в современной литературе нет достаточной информации.
В качестве основных видов ощущений различают :
- кожные ощущения — прикосновения и давления, осязания, температурных ощущений и болевых, вкусовых и обонятельных ощущений, зрительных, слуховых, ощущений положения и движения (статические и кинестетические);
- органические ощущения — голод, жажда, болевые ощущения, ощущения внутренних органов и другие ощущения.
Отставание детей в речевом развитии прогрессирует, что заставляет воспитателей задуматься над новыми методами занятий с воспитанниками. Учёные, исследуя деятельность головного мозга у детей и психического, речевого развития ребёнка, обнаружили закономерность: чем лучше у малыша развиты тонкие движения рук и пальцев, тем лучше развиты мозг и речь.
Чем более подвижные, "послушные" пальчики у ребенка, тем легче ему учиться говорить.
Результаты использования в работе с детьми развивающих игр и методик М Монтессори, А Бондаренко убеждают в том, что дети, действительно, легче усваивают и понимают тот материал, знакомясь с которым они используют большее количество анализаторов: «Когда я слышу – я не забываю, когда я вижу – я запоминаю, когда я делаю – я понимаю».
Внедрение развивающих игр в работу с детьми помогает в работе над развитием таких психических процессов как память, внимание, мышление, воображение и, самое главное, в развитии и активизации словарного запаса у детей, имеющих патологии в речевом развитии.
Практика применения игр на развитие тактильного восприятия показывает, что дети переносят опыт тактильного восприятия окружающего мира в бытовую и игровую деятельность, придумывают задания самостоятельно и с удовольствием выполняют их. Дети учатся соблюдать правила игры; у них совершенствуются коммуникативные навыки; развиваются логическое мышление, память (слуховая, зрительная и тактильная, внимание (устойчивость, концентрация, распределение, воображение, усидчивость.
Игры, способствующие развитию тактильного ощущения проводятся по этапам от простого к сложному развивая возможности тактильного восприятия каждого ребенка.
Первый этап:
-«Собирай не глядя» (дети собирают пирамидки, пазлы, бусы, используя ширму для того, чтобы собирать не глядя)
-«Повторяем за воспитателем» (дети хлопают в ладоши над головой в ритм,
-«Что в руке?» (кубики, шарики, различные виды круп и т. д.).
На первом этапе детям не завязываются глаза, но они учатся определять предметы на ощупь, воспринимать звуки без участи зрительного анализатора.
Второй этап:
Детям не завязываются глаза, а предлагается одеть маски, у которых заклеены глаза.
Игры, способствующие развитию тактильного восприятия, могут быть использованы в различных видах деятельности:
-в совместной деятельности педагога с детьми для создания игровой ситуации, как при освоении нового, так и для закрепления пройденного материала;
-в индивидуальной работе система усложнений каждой игры позволяет педагогу подобрать игровой материал, который будет «потолком возможностей» для каждого ребенка;
-в самостоятельной игровой деятельности эти игры используются после того, как дети научатся выполнять правила игры.
Полноценно организованная тактильная среда позволяет через развитие тактильной чувствительности расширить представления о различных предметах и объектах окружающей действительности.
Тактильные ощущения - обычные психические состояния, которые представляют собой отражение определенных свойств и состояний окружающей среды, возникающих при непосредственном влиянии на органы чувств, дифференцированное восприятие внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы.
Тактильные ощущения играют чуть ли не самую главную роль в сенсорном развитии детей раннего возраста. Без них ребенок не научиться правильно понимать формы и поверхность объектов