Оксана Еретина
Инновационные формы работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: Еретина О. А
Инновационные формы работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой. К сожалению практика показывает, что большинство поступающих в школу детей не владеют навыками связной речи в достаточном объеме. На сегодняшний день ребенок-дошкольник, обладающий хорошей речью - явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем:
Публикация «Инновационные формы работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
бедность речи, недостаточный словарный запас;
бедная диалогическая речь, неспособность грамотно и доступно сформулировать вопросы, построить краткий и развернутый ответ;
неспособность построить монолог: например, описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
отсутствие умения обосновать свои утверждения;
отсутствие навыков культурной речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи;
плохая дикция;
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. К. Д. Ушинский сказал: "Усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка, - и усваивает легко и скоро, в два, три года, столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот народный и великий педагог - родное слово!"
Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы; создание разных видов творческих рассказов; заучивание стихотворений; составление рассказов по картине.
Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но, чтобы достигнуть более высоких результатов, решили использовать современные инновационные технологии в воспитательно-образовательном процессе: развитие связной речи детей методом моделирования (мнемотехника, развитие речи детей через ТРИЗ-технологию.
Мнемотехника (в переводе с греческого - "искусство запоминания") - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. То, что прочно ассоциируется, - запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей. - забывается. К. Д. Ушинский писал: "Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету".
Задачами использования мнемотехнических средств обучения является:
способствовать развитию умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи;
создавать условия для умственной активности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;
способствовать развитию у детей психических процессов: памяти, внимания, мышления;
Как любая методика, работа по мнемотехнике строится от простого к сложному. Сначала в работе используются простейшие мнемоквадраты, мнемодорожки, а затем постепенно вводятся мнемотаблицы.
Мнемотаблица - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и т. д. Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, а так же те предметы, действия и явления, которые "завязаны " вокруг них.
Мнемотаблицы -схемы служат дидактическим материалом в нашей работе по развитию связной речи детей. Мы используем их для:
обогащения словарного запаса;
при обучении составлению рассказов;
при пересказах художественной литературы;
при отгадывании и загадывании загадок;
при заучивании стихов;
Заучивание - утомительный процесс для ребенка, чтобы облегчить запоминание используем в работе и такой прием : расскажи стихи руками. Интересным приемом мнемотехники является пиктограмма - рисунчатое письмо. Рисуется оно взрослым одновременно с рассказыванием сказки, стихотворения. Вначале обговариваем каждую строчку стихотворения, дети предлагают нужный символ для обозначения героя или действия. Затем проговариваем текст с опорой на рисунки, далее дети читают стихотворение хором, по одному, по желанию. Таблица-рисунок остается в группе на видном месте в течение нескольких дней.
При обучении составлению рассказов-описаний на занятиях используем сенсорно-графические схемы В. К. Воробьевой, которые позволяют получить информацию о признаках предметов.
Дошкольное детство - это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) успешно помогает развивать у дошкольников изобретательную смекалку, творческое воображение, связную речь.
ТРИЗ для дошкольников - это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы :
1. Научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общего между птицей и бабочкой? Что общего между автобусом и пятиэтажным домом?
2. Учить детей фантазировать, изобретать. Например, придумай новый дом красивый и необычный.
3. Программа ТРИЗ позволяет детям интересно и необычно работать со сказкой, то есть привычные объекты начинают обладать необычными свойствами:
- Что стало с репкой, когда ее вытянули?
- Разбилось золотое яичко, а из него выскочило…
- Испекла баба колобок, оставила на окошке… Покатился он… а на дворе зима.
- Посадил дед не репку, а тыкву…
На занятиях по ознакомлению с художественной литературой дети сочиняют сказки с помощью схем. Эту работу необходимо начинать со знакомых сказок, пословиц, поговорок. Затем нужно давать возможность придумывать сказки самим детям и схематично выкладывать их, например, с помощью счетных палочек или геометрических фигур.
Таким образом, инновационные формы работы в детском саду не отрицают традиционные, а лишь совершенствуют их, дополняют. Когда используешь в своей работе что-то новое, интересное - увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит результат - это интересно и увлекательно вдвойне.
Список литературы:
1. Фалькович, Т. А., Барылкина, Л. П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. - М. : ВАКО, 2005.
2. Широких Т. Д. Учим стихи – развиваем память // Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С. 59-62.
3. Волковская, Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М. :Баласс, 2004.
4. Громова, О. Е., Соломатина, Г. Н., Савинова, Н. П. Дидактические материалы по развитию речи детей. -М. :Мозаика-синтез, 2005.