Флюра Абилова
Развитие познавательной активности дошкольников в экологическом уголке
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательной активности дошкольников в экологическом уголке
Знакомство с окружающим миром, родным краем становится первостепенной задачей образования в детском саду. Одним из средств для её реализации выступает экологический уголок (центр) в группе, оформление которого требует соблюдения определённых эстетических и методических требований. Дети седьмого года жизни стоят на пороге школьной жизни. От того, как сумеют воспитатели привить им любовь и бережное отношение к природе, научат понимать и уважать её законы, соблюдать правила целесообразного поведения в природе, зависит не только успешное обучение ребёнка в школе, овладение новыми знаниями в сфере природоведения и экологии, но и будущее нашей планеты. Развитие познавательной активности осуществляется в насыщенной предметной среде и возможности её изучения. Процесс получения информации лежит в основе дошкольного образования.
Публикация «Развитие познавательной активности дошкольников в экологическом уголке» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эколята-дошколята. Экологические стенды и уголки
- Темочки
Цели и задачи создания уголка природы : расширения кругозора детей относительно окружающего мира (если в младших группах работа носит ознакомительный характер, то в средней, старшей и подготовительной эта работа состоит в более детальном освоении полученных ранее знаний); развитии речи (в ходе работы в уголке дети обогащают свой словарный запас, учатся строить диалог, монолог); стимулировании интереса к познанию, проявлению любознательности (например, знакомясь с особенностями жизни животных на севере, дети подготовительной к школе группы с удовольствием находят дополнительную информацию в энциклопедиях о том, как пингвины вынашивают свои яйца); развитие логического мышления, внимания и наблюдательности (уже в младшей группе ребята в ходе наблюдений за комнатным цветком, могут прийти к выводу о том, что если зелёный питомец опустил побледневшие листья, то его следует полить); формирование представлений о прекрасном, творческого видения мира (растительный и животный мир вокруг помогает малышам увидеть совершенные, изысканные формы, а также научиться гармоничному сочетанию цветов);
приобретение трудовых навыков по уходу за растениями и животными (если у ребёнка есть обязанность поливать цветок, кормить рыбок в аквариуме, то эти действия становятся для него привычными, обыденными, а значит, не вызывающими отрицания и дома); воспитание инициативности, ответственности за порученное дело (так, заполнение календаря природы, начиная со второй младшей группы, готовит ребят к подобным видам работ в школе); оздоровление микроклимата помещения за счёт зелёных насаждений. Кроме того, экологический уголок (центр природы, уголок природы) – это комбинация наглядных и действенных средств для ознакомления детей с окружающим миром. Организация природной зоны предметно-развивающей среды группы способствует реализации основных целей экологического воспитания дошкольников. 1. Получение естественно - научных представлений о живой и неживой природе. 2. Развитие умения сопереживать живым существам (например, когда аквариумные рыбки бьются о стекло искусственного водоёма в поисках пищи, а также почувствовать удовлетворение и радость от увиденных результатов своей помощи (к примеру, после полива увядшие растения снова приобрели здоровый вид). 3. Совершенствование эмоционально-волевых качеств детей, в частности, развитие умения контролировать свои эмоции. Так, при выполнении заданий (отсортировать животных по видам, выполнении поделок из природных материалов) у ребёнка может не всё получаться, но в процессе сотрудничества с товарищами, педагогом затруднения разрешаются. Таким образом, в психике дошкольника налаживаются адаптационные механизмы, имеющие ключевое значение для успешной социализации. 4. Воспитание чуткости в играх с животными. Дети учатся понимать, когда обитателям живого уголка хочется поиграть, когда отдохнуть, а когда действия человека причиняют физическую боль. 5. Практическое закрепление знаний о природе, умений и навыков, полученных из наблюдений, рассматривания картинок, чтения, слушания, или с помощью творческой деятельности: создания рисунков, аппликаций, поделок. Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу. В рамках деятельности дошкольного учреждения — это является правильная организация развивающей среды. Развивающая предметно – пространственная среда, ориентированная на развитие активности ребенка по освоению экологических знаний, нравственно ценностного отношения к природе, обогащение опыта экологической деятельности является педагогическим условием формирования основ экологической культуры детей дошкольного возраста. Грамотно организованная предметно-развивающая среда экологического содержания обеспечивает формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, помогает сформировать познавательное отношение к ней и обеспечивает становление ценностного отношения ко всему живому. В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно - пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи и экологическая РППС должна быть :
1. Содержательно - насыщенной - включать средства обучения (в том числе, технические, материалы (в том числе, расходные, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование экологического содержания, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с природными материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях природоохранной и экологической направленности; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно - пространственным окружением; возможность самовыражения детей; 2. Трансформируемой – обеспечивать возможность изменений экологической РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей; 3. Полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих экологической РППС (например, природных материалов, макетов, модулей экологического содержания) в разных видах детской активности; 4. Вариативной - обеспечивать наличие в группе различных пространств (для экологических игр, конструирования из природного материала, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования природоохранного направления, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей в области природоохранной деятельности. 5. Доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; Материалы и приборы размещаются в шкафах таким образом, чтобы воспитанники легко их доставали. Рекомендуется разделить компоненты материальной базы на три сектора — дидактический, инструментальный, стимулирующий. 6. Безопасной - все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования, такими как санитарно - эпидемиологические правила и нормативы, и правила пожарной безопасности. В уголке опытно-экспериментальной деятельности размещаются правила безопасности по нахождению в мини-лаборатории и проведению исследований (настенный плакат, воспитатель изучает их с детьми и проговаривает во время знакомства с уголком. Не рекомендуется обустраивать уголок навесными полками и шкафами со стеклянными дверцами. Электрические розетки и приборы (видеопроигрыватель, проектор) находятся вне зоны доступа детей. Вещества для экспериментирования, которые могут нанести вред здоровью ребёнка (марганцовка, зелёнка, уксус, предоставляются воспитателем по просьбе и действия с ними осуществляются под его контролем. Уголок должен органично вписаться в интерьер, будет украшением групповой комнаты и позволит детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. Подбор и размещение объектов в уголке природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в дошкольных группах и Санитарными Правилами и Нормами. В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 п. 6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения. Растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. И, конечно, обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями. На цветах желательно иметь таблички с названием. Модель обустройства уголка природы в детском саду включает: стенд с картинками или плакатами на темы правил полива цветов, обращения с животными, с информацией о съедобных и несъедобных грибах, а также местом для календаря природы и творчества малышей; стол или комод для размещения материалов экспериментальной зоны; коробки с материалами, инструментами; цветочные горшки. Все составляющие уголка можно купить, однако такой подход лишит экозону индивидуальности. Поэтому многие педагоги склоняются к тому, что готовые элементы можно сочетать или дополнять деталями собственного изготовления. К тому же такой подход будет наглядно демонстрировать детям ценность труда. 1. Для стенда можно использовать лист фанеры подходящего размера и даже формы, на который натягивается ткань. Если между основой и обивкой проложить поролон, то материалы наглядности можно крепить кнопками или двусторонним скотчем, обеспечивая тем самым частую смену информации. 2. Единый дизайн цветочных горшков можно сделать, обтянув их тканью. 3. Коробки, ящички также можно украсить аппликациями, не забывая подписать каждую тару для хранения материалов. В разное время года в уголок природы вносятся сезонные, сменные объекты: букет осенних листьев; корзинка с овощами или фруктами; грозди рябины; еловая или сосновая ветвь; макет (поделка) снегиря на ветке; макет снеговика; полянка с подснежниками (поделка) и так далее. Разнообразие сезонных объектов зависит от фантазии и творческого потенциала воспитателя группы. Многие сезонные поделки он может изготовить вместе с детьми или провести конкурс среди семей воспитанников на лучшую зимнюю, весеннюю, осеннюю поделку, рисунок, аппликацию. И ребятишки будут увлечены полезным делом, и родители проведут время с малышами, обучая их труду и усидчивости. А развивающая среда группы пополнится замечательными произведениями семейного творчества. Как любая развивающая зона в группе детского сада, уголок природы невозможен без разнообразных развивающих и обучающих игр. Это игры на природоведческую и экологическую тематику, которые призваны закреплять и углублять представления детей: О диких и домашних животных, особенностях их поведения, повадках, отличиях и схожих чертах (волк похож на собаку внешним видом, но собака — друг человека, помогает ему, защищает, а волк — дикое животное, живёт в лесу, опасен для человека). О растительном мире ближайшего окружения (деревьях, травах, кустарниках). Об экосистемах «лес», «луг», «сад», их особенностях. О представителях животного мира: насекомых, земноводных, пресмыкающихся. О растениях и животных разных климатических зон (Арктика, Антарктика, пустыня, джунгли). О связях между сезонными изменениями в природе и переменами в жизни людей. О влиянии факторов природы (свежий воздух, солнце, вода) на здоровье человека, об использовании даров природы человеком. О природе космоса, небесных телах, исследовании космоса человеком. Чтобы знания на эти темы постоянно могли совершенствоваться и развиваться в индивидуальной и групповой работе с детьми, в уголке природы необходимо иметь настольно-печатные игры: «На огороде и в саду», «Кто где живёт, какую пользу приносит?», «Маленькие друзья человека (о полезных насекомых)», «Экологическая ромашка», «Экологическое солнышко», «Мы путешествуем», «С какой ветки эти детки?», «Выстрой цепочку», «Друзья природы» и др.
Дети подготовительной к школе группы любят рассматривать иллюстрации в книгах, а многие ребятишки уже читают сами. Поэтому в уголке природы нужно иметь книги: детские энциклопедии, сборники рассказов, стихов, загадок о природе, её явлениях, растениях и животных для чтения детям воспитателем, а также книги с крупным шрифтом и одним-двумя небольшими произведениями для самостоятельного чтения. Книги меняют в зависимости от сезона. Можно собирать библиотеку, в которой будут представлены детские экологические книги, географические атласы, глобус, определители животных. Здесь же присутствуют коллекции минералов, ракушек, перьев, шерсти, шкур и др. Поскольку сейчас не рекомендуется составлять вместе с детьми коллекции насекомых и других животных, можно пользоваться готовыми коллекциями, а также случайно найденными насекомыми.
Большое значение в развитии детей имеют наглядные пособия: плакаты, сюжетные картины, серии картин о природе. Дети подготовительной к школе группы, в отличие от младших, могут хорошо усваивать изображения на фотографиях, поэтому красочные, вызывающие удивление и радость фото нерукотворных сокровищ нашей планеты также могут содержаться в уголке природы. Пособия для изучения различных климатических зон педагог может изготовить самостоятельно или с помощью детей: приобрести игрушки, изображающие экзотических животных, обустроить в коробке или на подставке африканский или арктический уголок. В дело пойдут блёстки, пайетки, пенопласт, картон. Такие макеты получаются очень красочными, интересными, но для ежедневных игр не подходят: хрупкие и недолговечные. Выйти из положения и удовлетворить одновременно и потребность детей в игре, и желание создавать новое можно, предложив воспитанникам изготовить макеты. Для обозначения и поддержания игрового сюжета необходимы фигурки зверей определённой природной зоны. Допустим, сегодня дети моделируют Арктику. Значит, им понадобится набор, состоящий из полярных лисиц, белых медведей, моржей. А создавать арктические торосы, снега и холодный океан дети могут из одноразовых стаканчиков белого и голубого цвета, ватных дисков, кусков голубой и синей плёнки, даже из ткани. Эти материалы не очень долговечны, но лёгкие, пластичные, а стоят совсем недорого. Перед игрой нужно повторить, как обращаться с материалами: не рвать, не разбрасывать, использовать только для игры, делиться с товарищами. Моделировать можно лес, пустыню, океан, используя соответствующие игрушки и бросовый материал нужного цвета. После игры всё складывают в коробку, а игрушки-животные возвращаются в уголок природы, на свои макеты. Прекрасными наглядными пособиями могут стать папки, которые педагог оформит сам или с помощью коллег и родителей: «Наше лето», «Собираем урожай», «Что растёт и кто живёт у нас в парке?», «Знай родной край». Они послужат материалом не только для развития детей, но и для воспитания любви к своей малой родине, городу или селу. В рамках экологического проекта дети совместно с педагогом и родителями изготавливают рисунки, придумывают и иллюстрируют сказки, стихи, рассказы о природе. По окончании проекта эти материалы также можно хранить в уголке и использовать для работы с дошкольниками. Уголок природы — важная и полезная зона в групповом помещении детского сада, особенно если речь идёт о детях шестого года жизни. Формирование экологической культуры, вооружение будущих школьников разнообразными знаниями о мире природы, воспитание любви к живому миру нашей планеты начинается с непосредственного общения с природой. А для многих детишек, особенно городских, такие уголки — порой главное средство общения, настоящее «окошко в природу». Таким образом, эколого-развивающая среда - это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта. Ее отличает разнообразие, доступность, эстетичность, сложность, высокий уровень содержательности. Такая структура развивающей среды позволяет успешно осуществлять экологическое образование дошкольников.
Список литературы
1. Рыжова, Н. А. Наш дом – природа. – Дидактические пособия по экологическому воспитанию дошкольников [Текст]/ Н. А. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 1994. - №7. 2. С. В. Машкова, Г. Н. Суздалева «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе». Издательство «Учитель» 2012 г. 3. О. А. Воронкова «Добро пожаловать в экологию». Издательство» Детство- Пресс» 2004 г. 4. Н. Н Кондратьева «Программа экологического образования» Издательство» Детство-Пресс» 2000г.