Светлова Светлана
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы. Поэтому значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» размещена в разделах
Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, который ставит главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка федерального государственного образовательного стандарта – поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребёнка. Выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них: инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. ФГОС ДО ставит во главу угла индивидуальный подход к ребёнку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства, где сохраняется сама природа дошкольника. Цель детского сада – эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребёнка; сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности и желание учиться. А учиться ребёнок должен через игры. Первые навыки в рисовании, письме, чтении и счёте, пении и танцах войдут в мир познания ребёнка через ворота детской игры. Игра – это серьезно! Раннее детство – это особый период становления всех органов и систем ребёнка. Это возраст, когда происходит формирование всех свойственных индивиду важнейших психофизиологических процессов. Именно поэтому крайне важно создать маленькому ребёнку максимально благоприятные условия для роста, воспитания, развития.
Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр.
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности. При организации дидактических игр необходимо пользоваться следующими правилами: Объяснение правил необходимо сопровождать показом игрового действия. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей. Способствовать формированию у детей умений играть, не мешая друг другу. С детьми младшего дошкольного возраста воспитателю необходимо самому включаться в игру. Вначале необходимо привлекать детей играть дидактическим материалом (башенки, яйца). Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним. Подбирает такой материал (игрушки, который можно обследовать и активно действовать с ним. Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводиться что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением. При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре. Чтобы игра проходила успешнее, педагог до игры знакомит детей с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках. Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что, убрали на место игрушки. Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры.
Одной из любимой малышами форм дидактических игр является – пальчиковая гимнастика. Каждая свободная минутка занята по просьбе детей пальчиковыми играми. Родителям приходиться заучивать стихи – игры, потому что дети дома просто «требуют» играть в них. Не зря же народная мудрость гласит: «Чем лучше развиты пальчики, тем умнее головушки». Восточные медики установили, что по насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе и поэтому пальчиковая гимнастика имеет особое, стимулирующее воздействие. Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – оказывает благотворное влияние на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. Так что пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребёнка. Таким образом, можно сделать вывод, что использование в работе с детьми раннего возраста разнообразных видов дидактических игр способствует овладению активной речью и положительно влияет на отношение малыша к процессу познания окружающего мира.
Литература: Артемова, Л. В. Мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Л. В. Артемова. — М. : Просвещение, 1992
Буянова, Р. Сенсорное развитие детей /Р. Буянова //Социальная работа. — 2011. — № 12.
Пилюгина, Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию: пособие для воспитателя детского сада / Пилюгина Э. Г. — М. : Просвещение, 1983.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155.
Айрапетянц И. И. Работа с детьми 2 – 3 лет летом. Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
. Айрих О. А., Эмоциональное развитие детей : занятия в первой младшей группе, дидактические игры, работа с семьей. – Волгоград: Учитель, 2008.
Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до 3–х лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.