Оля Бурова
План по самообразованию педагога «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный план самообразования
на 2019-2020 учебный год
Тема по самообразованию : «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»
Цель: развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе пальчиковых игр.
Задачи достижения поставленной цели:
• Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.
• Разработать игры-драматизации с элементами пальчиковых игр.
Публикация «План по самообразованию педагога „Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Планирование. Планы работ
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
• Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.
• Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
• Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
• Улучшить общую двигательную активность;
• Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
• Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Актуальность
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Мелкая моторика-способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, которая сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
Стратегия работы:
Успешность работы с детьми раннего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.
I этап – аналитический – при выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: образовательной, познавательной, физической и т. д.
Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.
II этап – диагностический
На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка.
III этап – этап формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр, следовательно, развития мелкой моторики руки.
Форма отчё тности:
1. Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников.
2. Провести анкетирование родителей.
3. Составить картотеку пальчиковых игр.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Система работы представлена по следующим направлениям:
• В образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;
• Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во второй половине дня);
• Родительское собрание с показом пальчиковых игр с детьми;
• Работа с родителями - консультации и беседы.
Формы работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год.
Месяц
1 этап. Аналитический
Сентябрь 1. Проведение диагностического обследования
2. Консультация с руководителем методического совета по теме самообразования.
3. Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий
4. Выбор и определение темы самообразования
5. Планирование работы по теме самообразования
6. Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для малышей»
2 этап Диагностический
Октябрь 1. Заучивание пальчиковой игры «Пальчики здороваются».
2. Пальчиковая игра «Ладушки-ладушки».
3. Обучение детей игре «Шнуровка».
4. Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка».
5. Настольная игра «Мозаика».
6. Игра «Я катаю мой орех».
7. Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий-шершавый»
8. Консультация с учителем-логопедом по созданию картотеки пальчиковых игр для 2 группы раннего возраста
9. Оформление картотеки пальчиковых игр.
Анкетирование родителей по пальчиковой гимнастике.
3 Этап формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр
Ноябрь 1. Заучивание пальчиковой игры «Сорока-сорока».
2. Пальчиковая игра «Переложи игрушки».
3. Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».
4. Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».
5. Повторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий-шершавый»
6. Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками».
Декабрь 1. Заучивание пальчиковой игры «Как у нашего кота…» «Этот пальчик бабушка…».
2. Учить детей одевать и раздевать кукол.
3. Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».
4. Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик».
5. Настольная-дидактическая игра «Собери картинку» (крупные пазлы).
6. Консультация для родителей: «Крупная польза мелкой моторики»
Январь 1. Заучивание пальчиковых игр: «Ладошки», «Обезьянки»
2. Заучивание игр с массажными мячиками: «Шарик», «Иголки»
3. Дидактические игры: «Цветочная поляна», «Разрезные картинки-фрукты»
4. Игры с прищепками
5. Памятка для родителей: «Игры с прищепками»
Февраль 1. Заучивание пальчиковых игр:
«Мальчик-пальчик», «Водичка, водичка»
2. Заучивание игр с массажными мячиками:
«Горка», «Месим тесто»
Дидактические игры:
«Пазлы», «Где, чей домик?»
3. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы»
Март 1. Заучивание пальчиковых игр:
«1,2,3,4,5 вышли в садик погулять» «Сидит белка на тележке»
2. Памятка для родителей: «Наши пальчиковые игры»
Апрель 1. Заучивание пальчиковых игр:
«Капуста» «Вышли пальчики гулять»
Дидактические игры:
«Бусы для мамы», «Пазлы».
2. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»
Май 1. Диагностика уровня развития мелкой моторики.
2. Отчет по теме самообразования.
• 3. Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения.
• 4. Оформление работы в полном варианте.
5. Родительское собрание: «Вот и стали мы на год взрослее» - акцентировать внимание родителей на успехи детей в развитии мелкой моторики рук; отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми.
Список изучаемой литературы
1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – М. : ТЦ «Сфера», 2006.
3. Г. Г. Галкина «Пальцы помогают говорить»
4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2016.
5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. Дом «Литера», 2015.
6. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : ООО «ЭКСМО», 2006.
7. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб:, Корона-Век, 20016.
8. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. - М. : ЭКСМО, 2016.
9. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 20015.
10. «Энциклопедия развивалок» под. ред. Т. Решетник, Е. Анисина и др. -М. :ООО «ЭКСМО»,2011.
11. https://nsportal.ru социальная сеть работников образования.
12. https://www.maam.ru/ Международный образовательный портал.
13. https://www.razvitierebenka.com/сайт «Развитие ребёнка»
14. https://dohcolonoc.ru/ Сайт для воспитателей детских садов.
15. https://detsad-kitty.ru/ Сайт для детей и взрослых.
16. https://www.moi-detsad.ru/ Всё для детского сада.
17. https://ped-kopilka.ru/ Международный образовательный сайт "Учебно-методический кабинет".