Светлана Зимакина
«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста». Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к нашим детям. Объем знаний, который необходимо передать им, неуклонно растет. Усвоение этих знаний должно проходить не механически, а осмысленно. Чтобы помочь детям справиться с поставленными задачами, необходимо своевременное и полноценное формирование познавательных процессов.
Публикация «„Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста“, Из опыта работы» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, гимнастика для пальчиков помогает ребенку при рисовании, письме, лепке, любой игровой и бытовой деятельности. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка.
Моторика двигательная активность организма или отдельных органов. Под моторикой понимают последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи. Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определённых органов.
Крупная моторика. Навыки крупной моторики включают в себя выполнение таких действий, как переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки и тому подобные. Обычно развитие навыков крупной моторики следует по общему шаблону в определённом порядке у всех людей. Развитие также в целом движется сверху вниз. Первое, что обычно ребенок учится контролировать — это движения глаз. Крупная моторика является основой, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Навыки мелкой моторики используются для выполнения таких точных действий, как «пинцетный захват» (большим и указательным пальцами) для манипулирования небольшими объектами, письмо, рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, вязание, игра на музыкальных инструментах и так далее. Освоение навыков мелкой моторики требует развития более мелких мышц, чем для крупной моторики.
Актуальность. Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребёнка.
Развитие ручной умелости и мелкой моторики рук важно и для личностного развития самого ребёнка. Владея рукой, ребёнок в процессе своего развития становится более самостоятельным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.
Одной из важнейших проблем детской возрастной и педагогической психологии является связь развития мелкой моторики и речевого развития ребёнка. И. М. Сеченов и И. П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Сеченов писал: "Мне даже кажется, что я иногда не думаю прямо словами, а всегда мышечными ощущениями".
Цель: Создание условий для развития моторики рук, развивающие психические процессы: внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей.
Задачи:
-совершенствовать предметно-развивающею среду группы для развития мелкой моторики;
-тренировать тонкие движения пальцев и кисти рук детей;
-формировать координацию движения;
-способствовать развитию творческих способностей;
-развивать память,мыслительную деятельность,связную речь;
-стимулировать зрительные и слуховые восприятия.
В своей работе я использую следующие методы:
Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
Наглядно-действенный. Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта : смотрят, берут в руки, щупают, грызут или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.
Практический. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.
Игровой. Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой.
Для развития мелкой моторики в работе воспитателю необходимо использовать следующие средства:
-массаж рук;
-различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;
-игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых);
-игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать - наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т. д. ;
-рисование карандашом (фломастером, кистью);
-застёгивание и расстегивание молний, пуговиц;
-одевание и раздевание игрушек;
-игры с бумагой прекрасно подойдут для самых маленьких детей;
-игры с крупой, макаронами и песком;
-пальчиковые игры;
-самомассаж кистей и пальцев рук логопедическими перчатками с нашитыми пуговицами;
-рисование пальчиками;
-в играх с пальчиками можно с использовать разнообразный материал: природный, хозяйственно-бытовой, бросовый и др.
В своей работу по развитию мелкой моторики включила во все виды учебно-игровой деятельности в режимные моменты:
-утренняя гимнастика;
-самостоятельная деятельность;
-организованная самостоятельная деятельность;
-прогулка;
-самообслуживание;
-работа с родителями;
-индивидуальная деятельность;
-продуктивная деятельность.
Для решения поставленных задач были использованы следующие средства:
-научно-методическая литература;
-изучение передового опыта;
-диагностика детей;
-игры, упражнения, задания по развитию мелкой моторики;
-подгрупповые и индивидуальные занятия.
Но не смотря на все цели и задачи для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Я же в свою очередь, при взаимодействии с родителями использую: -папки-передвижки;
-регулярно провожу индивидуальные беседы;
-рекомендую родителям давать больше самостоятельности при одевании;
-самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия формируют ручную умелость;
-для родителей я провела ряд консультаций по вопросам развития мелкой моторики.
Вывод:
На основании проведенной работы я смогла убедиться в том, что все использованные мною средства для развития мелкой моторики являются эффективными. По моим наблюдениям у детей улучшается координация артикуляционного аппарата, совершенствуется общая координация движений. Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов:
-дети стали более внимательны;
-усидчивы;
-больше общаются с воспитателем и сверстниками;
-пополнился словарный запас слов;
-кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость;
-исчезает скованность движений;
-меняется нажим.
Приложение
Веселые прищепки
Цель упражнения - научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, мы прикрепляли прищепки по тематике, то есть к желтому кругу лучики, дождик к тучке, к елочке веточки и т. д. Для этого нужно сделать заготовки к солнцу, елочке и т. д. Самое основное надо понимать, что это очень сложное для ребенка задание. Не нужно пытаться добиться результата сразу. Для начала, возьмём ладошки ребенка в свои руки и выполним упражнение вместе с ним. Из прищепок можно конструировать самолетик, длинную змею, крокодила. Но как вы видите на слайде Вики и Насти это далось очень легко
Игры с макаронами
Цель: развитие восприятия цвета и мелкой моторики у детей. Необходимый инвентарь: макаронные изделия (можно разной формы, разных цветов). Смешайте их. Попросите ребенка разобрать макароны. В даный момент я использовала один вид макарон, но два разных цвета. Нужно обязательно помогить ребенку справиться с заданием. Но как видно на слайде это очень увлекло ребят, особенно Ладу, посмотрите как внимательно она их изучает, берет не все сразу, а выбирает. Цель научить ребят распознание цветов.
Игры с мозаикой
Мозаики являются инструментом целенаправленного развития мелкой моторики. Само развитие мелкой моторики стимулирует отдел мозга, расположенный рядом с отделом ответственным за речь. Таким образом при игре в мозаику происходит косвенная стимуляция «речевого» отдела мозга.
игра с мозаикой приобщает детей к усидчивым и монотонным занятиям.
для детей с 3 лет мозаика предоставляет простор для творчества — составление узоров
Игры с пластилином Рисование
Цель занятия: Познакомить с пластилином и его свойствами; научить разминать пластилин пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Показывая малышу все чудеса пластилинового мира, удивляешься, как быстро детские пальчики начинают создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки.
Рисование
Цели: Обучение умению правильно держать карандаш или фломастер; ориентироваться на листе бумаги, рисовать прямые линии, кружки и т. д.
Развитие мелкой моторики. Ознакомление с окружающим миром. Развитие речи. Формирование интереса к рисованию. Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.
Игры с бусами.
Цель: Продолжать учить детей нанизывать «бусы» на шнурок. Развивать сенсорные способности детей раннего возраста. Развивать моторику кончиков пальцев рук, выполняя нанизывания «бус» на шнурок. Воспитывать выдержку, выслушивать ответы детей.
Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно «измельчать». Но как видно моим ребятишкам очень нравиться, а самое главное эта игра развивает усидчивость, терпение.
Пальчиковые игры
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Оптимально, на мой взгляд, проводить пальчиковые игры в форме физкультминуток. Например: «Ребята и опята»
Игры с песком Игра «Узоры на песке»
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей. Показываю детям как можно рисовать пальцем, ребром ладони, рисую различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения, простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор. Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр. Отлично развивают моторику несложные действия. Малыш играет и совершенствует навыки: строит домик, лепит пасочки, насыпает, затем высыпает песок из ведёрка.
Игры с бумагой
Завернуть в бумагу небольшой предмет. Для детей 3-4 лет можно взять мишку, собачку и обыграть: «Привет, Тимошка! Я принес тебе сюрприз. Хочешь посмотреть что здесь?» Дать ребенку развернуть сверток, изобразить радость вместе с ребенком. Игру можно усложнить. Подарок нужно не только открыть, но и угадать по описанию, что это. Например: «Этот сюрприз круглый, резиновый, он может катиться и прыгать. Что это? Молодец – это мячик!»
Игры с водой "Почему кораблики не плывут?"
Цель: Дать детям представление о том, что бумага не тонет в воде, обнаружить воздух, образовать ветер.
Материал: бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой.
Ход игры - эксперимента
Стоят кораблики в синем море и никак не могут поплыть. Стали капитаны Солнышко просить: «Солнышко! Помоги нашим кораблям поплыть!» Солнышко им отвечает: «Я могу воду в море нагреть!» Нагрело Солнышко воду, стала вода тёплая, а кораблики всё равно не плывут.
Вдруг подул Ветер. Капитаны стали его просить: «Ветерок! Помоги нашим корабликам отправиться в путь!» «Это очень просто!» - сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли. Предлагаю детям опустить кораблики в ванночку с водой, спросите плывут ли кораблики, почему? Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли? Где «взять» ветер? Дети дуют на кораблики, создают ветер.