Марина Эйвазова
Развитие литературного интереса детей дошкольного возраста посредством использования кругов Луллия
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРУГОВ ЛУЛЛИЯ
Аннотация. Дошкольный возраст - уникальный период в развитии ребёнка. Игра как эффективное средство для литературного развития. Круги Луллия один из методов технологии ТРИЗ. Круги Луллия – это универсальное дидактическое средство, направленное на формирование синтеза, анализа, классификации у детей дошкольного возраста в игровой форме. Круги Лулия создают для ребенка условия, чтобы почувствовать себя творцом, умеющим объяснять, сочинять, придумывать Игры, направленные на формирования читательской культуры и читательского интереса у детей дошкольного возраста посредством использования кругов Луллия.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Луллий Р. Круги и кольца Луллия
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Чтение, детская литература
- Темочки
Ключевые слова: дошкольный возраст; игра; литературный интерес; круги Луллия.
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, инициативность. Все эти важные качества формируются в ведущей и главной деятельности дошкольника – в игре.
Игра развивает детей со всех сторон и является самым эффективным средством развития речи в дошкольном возрасте, выполняет множество функций: формирование мотивации к процессу говорения, воспитание внимания к речевому оформлению мыслей и волеизъявлений, пополнение и активизация словаря, совершенствование монологической и диалогической форм речи, развитие общей и мелкой моторики, воспитание культуры речевого общения, литературного развития, формирование звуковой культуры речи.
Как развить у ребенка интерес к книге, как научить дошкольников полноценно воспринимать произведение словесного искусства, какие задачи должен решать педагог при ознакомлении дошкольника с книгой, какие педагогические условия необходимы для того, чтобы правильно организовать сам процесс общения ребенка с произведением – эти и другие вопросы по-прежнему актуальны и связаны с общей проблемой литературного развития дошкольника.
Развитие интереса к художественной литературе и воспитание вдумчивого, чуткого читателя – процесс длительный и сложный. Поэтому я использую различные игровые технологии и средства обучения, одним из которых являются круги Луллия. Круги Луллия – это универсальное дидактическое средство, направленное на формирование синтеза, анализа, классификации у детей дошкольного возраста в игровой форме. А самое главное – круги Лулия создают для ребенка условия, чтобы почувствовать себя творцом, умеющим объяснять, сочинять, придумывать.
«Круги Луллия» — это своеобразная пирамида с изображениями, словами или цифрами. Сверху над кругами расположена стрелка. Все круги подвижны, их можно крутить в обе стороны. Круги разделены на несколько секторов. При повороте кругов стрелка выделяет определенные сектора на каждом уровне. На секторах могут быть нанесены рисунки, загадки, слова, названия и целые предложения. Данный развивающий комплекс был создан в XIII веке французским монахом Раймондом Луллием. Благодаря простоте конструкции и широкой функциональности такой изделие понятно и удобно в использовании и необходимо в работе педагогов.
Круги Луллия являются одним из методов технологии ТРИЗ, направленной на формирование умения творчески решать сложные задачи. Педагоги детского сада используют круги Луллия в познавательном развитии, как на занятиях (ознакомление с окружающим, развитие речи, литературное развитие, математика и др., так и в индивидуальной работе с детьми, представляя их детям как чудесные кольца или загадочные круги.
В зависимости от возраста детей целесообразно использовать не более 4-х кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8. Младший дошкольный возраст предполагает только 2 круга разного диаметра с 4 секторами на каждом, дети старшего дошкольного возраста справляются с заданиями, в которых используются 4 круга с 8 секторами на каждом.
В своей работе я использую метод кругов Луллия на занятиях по литературному развитию, в рамках формирования читательской культуры и читательского интереса у детей дошкольного возраста.
Для активизации литературного интереса детей дошкольного возраста предлагаются следующие игры с использованием кругов Луллия.
Игра «Кто в сказке живет?», игра для младшего и среднего дошкольного возраста. Цель: повторить любимые сказки детей, закрепить знания о главных героях. Дошкольникам предлагаются карточки с иллюстрациями к сказкам и изображениями главных героев. Карточки выкладываются на круги. Детям необходимо сопоставить сказку и главного героя, при помощи вращения кругов. Младший дошкольный возраст предполагает только 2 круга разного диаметра с 4 секторами на каждом. В среднем дошкольном возрасте можно поменять карточки с главными героями и придумать новую сказку.
Игра «Что сначала, что потом», игра для среднего и старшего дошкольного возраста. Цель: способствовать восприятию и пониманию текста детьми, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте. Дошкольникам предлагаются карточки с иллюстрациями к сказкам, изображения определенных событий. Карточки выкладываются на круги. Детям необходимо выстроить последовательность событий в сказке, при помощи вращения кругов. Игра предполагает придумывание новой сказки или новых поворотов сюжета. Игру можно усложнить и использовать в старшем дошкольном возрасте.
Игра «Что за чудо, эти сказки!», игра для старшего дошкольного возраста. Цель: обогащать «читательский» опыт детей за счет произведений более сложных жанров фольклора (волшебные, бытовые сказки, сказки о животных, развивать читательские умения, определять образ героя в его изменении и развитии. Дошкольникам предлагаются карточки с иллюстрациями к сказкам, изображениями главного героя, названиями сказок и классификацией (волшебная сказка, бытовая сказка, сказка о животных). Детям необходимо выстроить вектор, при помощи вращения кругов и сопоставить все признаки определённой сказки. Игру можно адаптировать к различным литературным жанрам : басня, рассказ.
Игра «Сказы - рассказы», игра для старшего дошкольного возраста. Цель: поддерживать у детей интерес к литературе, способствовать знанию детских писателей; обогащать «читательский» опыт детей за счет произведений более сложных жанров литературной прозы (рассказ, сказка – повесть, развивать читательские умения. Дошкольникам предлагаются карточки с иллюстрациями к рассказам, изображениями главного героя, названиями рассказов и именами писателей. Детям необходимо выстроить вектор, при помощи вращения кругов и сопоставить все признаки определённого рассказа, подобрать автора произведения. Игру можно адаптировать к различным литературным жанрам : поэтические сказки, авторские сказки, стихи, сказы.
Игра «Веселые истории», игра для старшего дошкольного возраста. Цель: способствовать восприятию и пониманию текста детьми, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте. Дошкольникам предлагаются карточки с иллюстрациями к сказкам, изображения определенных событий, конечного события нет, его необходимо придумать. Карточки выкладываются на круги. Детям необходимо выстроить последовательность событий в сказке, при помощи вращения кругов. Игра предполагает придумывание новых поворотов сюжета и конечного события.
Раздаточный, дидактический материал к играм разрабатывается педагогом индивидуально, направлен на развитие читательского интереса и формирование читательской культуры дошкольника.
В результате применения «Кругов Луллия» в играх, направленных на развитие литературного интереса, дети легко вступают в групповые беседы, учатся отвечать на проблемные вопросы, отстаивать свою точку зрения, учатся использовать в речи грамматически правильные предложения, делать умозаключения, у дошкольников развивается логическое мышление и творческое воображение. Игра даёт возможность каждому воспитаннику проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению, культуре общения.
Литература
1. Приобщение дошкольников к художественной литературе. Парциальная программа. Планирование. Образовательная деятельность на основе сказок, литературных произведений / сост. О. А. Колобова. – Волгоград : Учитель, 2017.
2. Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками : Пособие для педагогов дошк. учреждений. – Мн. : Университетское, 2015.
3. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия : Практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет. – М. : АРКТИ, 2018
4. Томилова С. Д. Теоретические и практические аспекты проблемы литературного развития ребенка дошкольного возраста // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. – 2018. – С. 143.
5.. Шустерман М. Н., Шустерман З. Г. Думаем, изобретаем, открываем мир: Кн. для воспитателей детского сада и родителей. – М. : Просвещение; Учебная литература. – 2017.