Альбина Савкатова
Развитие компетентности педагогов ДОО в формировании коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
А. Я. Савкатова
МБДОУ №81 «Мальвина»
г. Сургут
Аннотация: В статье рассматриваются некоторые подходы к определению содержания понятия «компетентность педагога ДОО», структура, содержание и формы методической работы педагога. Также указаны организационно-педагогические условия развития компетентности педагогов ДОО в формировании коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Развитие компетентности педагогов ДОО в формировании коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Ключевые слова: компетентность, педагог, коммуникативные умения, старший дошкольный возраст, дошкольное образование.
Необходимость «формирования и развития коммуникативных умений дошкольников на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества – формированием социально развитой личности ребенка. Достаточный уровень сформированности коммуникативных умений, являясь одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ему потенциальную возможность успешного освоения школьной программы, социализации в обществе и личностного развития в целом. Об этом свидетельствуют различные педагогические исследования (М. М. Алексеевой, С. В. Проняевой, О. С. Ушаковой, Л. В. Чернецкой, В. И. Яшиной и др.)» [4].
Однако анализ действующей образовательной практики по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста позволяет выявить основную проблему, проявляющуюся в отсутствии системного подхода к развитию профессиональной компетентности педагогических работников, неосвоенности, недостаточной укорененности эффективных технологий развития профессиональной компетентности педагогов в формировании коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, в силу чего результаты педагогической деятельности часто не в полной мере соответствуют их целевым ориентациям.
Многими учеными-исследователями предпринимались попытки установить содержание и структуру профессиональной компетентности воспитателя детского сада, выделяя её составляющие компоненты (Л. Н. Атмахова (деятельностный, когнитивный и профессионально-личностный компоненты, И. Н. Асаева (комплекс способов действий, основанных на знаниях, умениях, ценностных отношениях, опыте) А. А. Майер (психологическая компетентность, теоретическая компетентность, технологическая готовность, результативная готовность, А. Маркова (специальная, социальная, личностная и индивидуальная компетентности, и другие).
Выделяемые исследователями содержательные компоненты компетентности педагога ДОО находят свое отражение и в нормативно-правовых документах, действующих в Российской Федерации.
Так, Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» ратифицировал профессиональный стандарт педагога. В «нем представлены требования к педагогу дошкольного образования (воспитателю, отображающие специфику его работы на дошкольном уровне образования. Профессиональный стандарт педагога документально закрепляет компетенции, т. е. требования к знаниям, умениям, навыкам, которые необходимы для достижения определённого качества осуществляемой деятельности («общепрофессиональная компетентность; компетентность в педагогической оценке развития ребёнка; организации и проектировании образовательного процесса; компетентность в управлении взаимоотношениями с родителями; выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников; разработке образовательных программ; компетентность в организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса» [1]; создании предметно-пространственной среды; профессионально-личностного совершенствования; ИКТ-компетентность) [2].
Обобщив результаты исследований многих ученых по проблеме определения сущности и компонентов понятия «компетентность педагога», а также содержание профессионального стандарта педагога, сделан вывод о том, что компетентность педагога – это качество действий педагога, которое обеспечивает эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики, снятия стрессов и т. п., методическими приемами, педагогическими средствами их постоянное совершенствование; использование методических идей, новых источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с воспитанниками.
Большое значение в развитии профессиональной компетентности педагогов дошкольной организации отводится организации методической работы, нацеленной на совершенствование профессионального мастерства, обмен положительным опытом и введение новаций в практическую деятельность педагогов на основе использования современных технологий обучения и воспитания, что подтверждается трудами многих исследователей (Л. В. Алферова, Л. Н. Буйлова, С. В. Кочнева, Ю. К. Бабанский, Ю. А. Долженко, В. И. Ерошина, А. М. Моисеев, И. В. Жуковский, Е. В. Коротаева, Т. И. Шамова, П. И. Пидкасистый, М. М. Поташник, И. П. Третьяков, Л. И. Фалюшина и др.).
Большинство из перечисленных исследователей сходятся во мнении о том, что основные задачи методической работы в процессе развития компетенции педагогов ДОО сводятся к усовершенствованию теоретической и психологической подготовки педагогов; развитию инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива на основе изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта; ознакомлению с новыми образовательными программами, образовательными государственными стандартами; изучению нормативных документов, методических материалов, оказанию помощи педагогам в самообразовании, помощи в овладении информационно-коммуникационными технологиями и др.
По мнению многих исследователей, вне зависимости от области применения методической деятельности в ДОО при ее рассмотрении как деятельности по развитию компетентности педагогов ДОО необходимо делать акцент на трех важнейших составляющих: структура компонентов методической работы, ее содержание и формы.
В настоящее время существуют различные подходы к определению структуры методической работы как деятельности по развитию компетентности педагогов ДОО. Например, по мнению Л. И. Ильенко методической работе ДОО присущи «цель, задачи, содержание, формы, методы, средства, условия для роста педагогического мастерства» [5]. Л. Н. Буйлова, С. В. Кочнева, Л. И. Ильенко, П. И. Третьяков утверждают, что основной целью методической работы в ДОО является «повышение уровня профессиональной компетентности педагога, педагогического коллектива в целом, и улучшении качества организации воспитательно-образовательного процесса для гармоничного развития личности ребенка» [5].
Еще одним важным компонентом методической работы ДОО является ее содержание. Т. П. Колодяжная отмечает, что «содержание методической работы должно быть сосредоточено на выполнении конкретных задач каждой дошкольной образовательной организации, выраженных в Уставе, программе развития и годовом плане» [2]. То есть «содержание должно обусловливаться на основании уровня профессиональной компетентности педагогов, существенных направлений развития и образовательной обстановкой в образовании» [2].
Кроме того, важнейшим компонентом методической работы выступают формы ее организации, которыми с позиций некоторых авторов (К. Ю. Белая, Л. М. Волобуева, Л. М. Денякина, Е. В. Коротаева, Т. П. Колодяжная, Е. П. Милашевич, Л. В. Поздняк) являются:
- «локальные: семинары-практикумы, индивидуальные и групповые консультации; защита конспектов, занятий, взаимопосещения, анализ и самоанализ деятельности; творческие отчеты, педагогические совещания и др. ;
- интрактивные: психолого-педагогические проблемные семинары; методические кабинеты, службы, центры; деловые и ролевые игры; конкурсы педагогов; неформальные объединения педагогов, педагогические клубы и др. ;
- интерактивные: теоретические и научно-практические конференции; педагогические фестивали; разнообразные выставки; педагогические чтения, курсы повышения квалификации, конкурсы «воспитатель года» и др.» [5]
Однако для того, чтобы обеспечить развитие компетентности педагогов ДОО именно в формировании коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, необходимо создать определенные организационно-педагогические условия.
В ходе выявления организационно-педагогических условий развития компетентности педагогов ДОО в формировании коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста и "включения их в комплекс, необходимо учитывать влияние следующих факторов: социального заказа общества системе дошкольного образования в аспекте исследуемой проблемы; специфики и возможностей развития компетентности педагогов ДОО в контексте формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста; необходимости реализации организационно-педагогических требований с учетом нормативных и правовых актов, действующих на территории России.
К основным организационно-педагогическим условиям могут относиться:
- использование в качестве критерия развития компетентности педагога ДОО в области формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста нормативного эталона, отражающего ее основные структурные компоненты, который определен с учетом требований квалификационных категорий педагогических работников ДОО и ФГОС ДО [6];
- осуществление мониторинга, позволяющего оценивать стартовые возможности педагогов ДОО в работе по развитию их компетентности;
- создание комфортных условий для развития профессиональной компетентности;
- организация работы с педагогами ДОО по подгруппам на основе их исходного уровня компетентности;
- применение активных методов в методической работе по развитию компетентности педагогов ДОО;
- разработка на основе дифференцированного подхода плана развития компетентности педагога ДОО.
Бесспорно, на сегодняшний день в дошкольных образовательных организациях уже наработан значительный объем методических материалов для различных форм методической работы, однако эти материалы статичны, не подвергаются изменениям с учетом различных внешних обстоятельств, в том числе временных, не содержат инновационных форм работы, возможности применения индивидуального подхода к каждому конкретному педагогу.
Библиографический список
1) Дуброва, В. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении [Текст] / В. П. Дуброва, Е. П. Милошевич. - М. : Новая школа, 1995. - 124 с.
2) Колодяжная Т. П. Управление современным дошкольным образованием / Т. П. Колодяжная. - Ростов- н/ Дону: «Учитель», 2002. - 190 с.
3) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
4) Содержание понятия «коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста» / Л. Л. Лашкова, А. Е. Кельдимуратова // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум – 2019» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://scienceforum.ru/2019/article/2018013570
5) Сущность, структура и содержание методической работы в ДОУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://superinf.ru/view_article.php?id=223
6) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 ноября 2013 г.).