Ахмедова
Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста с аутистическим спектром расстройства
Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста с аутистическим спектром расстройства
Ахмедова Лейла Камалутдиновна, воспитатель
МАДОУ ДС №44 «Золотой ключик», г. Нижневартовск
В настоящее время проблема раннего детского аутизма (РДА) приобретает особую актуальность, поскольку число таких детей с каждым годом увеличивается. По данным ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения, в 2018 году на каждых 160 детей - один ребенок имеет диагноз РДА. Рост случаев аутизма у детей вызывает серьезные опасения в обществе, но до сих пор никак не обоснован. Заметным продвижением в решении этой актуальной проблемы может стать ранняя диагностика, специальное обучение, адаптация и социализация ребенка с диагнозом РДА [Бюллетень ВОЗ].
Публикация «Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста с аутистическим спектром расстройства» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Двигательная активность ребенка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2020
В результате своевременно начатой коррекционной работы возможно преодоление аутистических тенденций в развитии ребенка и постепенное вхождение его в социум. Правильно подобранные коррекционные мероприятия, основанные на заключении о состоянии психики аутичного ребенка, способствуют максимальной мобилизации здоровых ресурсов психического развития, реконструкции эмоциональной, когнитивной и моторной сфер.
В рамках статьи описан опыт коррекционной работы по развитию двигательной активности детей дошкольного возраста с аутистическим спектром расстройства на базе МАДОУ ДС № 44 «Золотой ключик» г. Нижневартовска, который стал пилотной площадкой в этом направлении дошкольного образования. В учреждении оборудовано групповое помещение, разработан пакет нормативной документации, обучен штат педагогов для работы с детьми с диагнозом РДА.
Двигательная сфера детей с аутистическим спектром расстройства характеризуется наличием стереотипных движений, трудностями взаимодействия с предметами, нарушениями мелкой и крупной моторики. Как правило, дети с РДА имеют тяжелую, порывистую походку, импульсивный бег с искаженным ритмом, хаотичные движения руками или нелепо растопыренные руки, не принимающие участия в процессе двигательной деятельности, одноопорное отталкивание при прыжке с двух ног. Движения детей могут быть вялы или, наоборот, напряженно скован-ны и механистичны, с отсутствием пластичности. Двигательная стереотипность в поведении проявляется следующим образом: раскачивание всем телом, похлопывания или почесывания, однообразные повороты или наклоны головы, машущие движения кистью и пальцами рук перед лицом, движения руками, похожие на хлопанье крыльями, ходьба на цыпочках, кружения вокруг своей оси и другие движения.
Дошкольникам с диагнозом РДА с трудом удается контролировать двигательные действия, ориентироваться в пространстве, сохранять равновесие и координировать движения. Именно над этими проблемными точками необходимо работать в рамках занятий по адаптивной физкультуре, чтобы в какой-то степени обеспечить такому ребенку нор-мальную жизнедеятельность, удовлетворить личные, бытовые и социальные потребности.
Индивидуальная образовательная программа по адаптивной физкультуре входит составной частью в образовательный маршрут ребенка с диагнозом РДА. Она основывается на Федеральном законе «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Приказе Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. №30384, программе развития муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада № 44 «Золотой ключик» на 2015-2020 годы, также научно-педагогических и методических разработках в области физического развития детей с расстройством аутистического спектра. Работы Лебединской К. С., Никольской О. С., Мартыновой О. Г., Валишина Э. Х. Плаксуновой Э. В. позволили составить и реализовать программу по физическому развитию дошкольников с диагнозом РДА.
Грамотно выстроенная работа по физическому развитию с учетом особенностей детей с РДА в дошкольном учреждении послужила необходимым средством коррекции двигательных нарушений, стимуляции физического и моторного развития, а также стала мощным «агентом соци-ализации» личности. Для развития двигательной сферы аутичных детей важен осознанный характер моторного обучения. Как мы отмечали выше, ребенку с диагнозом РДА трудно соотносить произвольные двигательные реакции в соответствии с речевыми инструкциями, а также управлять движениями согласно указаниям другого лица, поэтому основными целевыми ориентирами обучения аутичных детей на занятиях по адап-тивной физической культуре являются:
• научить ребенка подражать движениям взрослого;
• подобрать средства для создания мотивации к выполнению упражнения;
• способствовать формированию навыков произвольной организации движений (в пространстве собственного тела и во внешнем пространстве);
• развивать коммуникативные навыки и умение соотносить речевую инструкцию с определенным видом движения.
Остановимся более подробно на методике развития двигательной активности у детей дошкольного возраста с диагнозом РДА. Е. В. Максимова в монографии отмечает, что при обучении детей с диагнозом РДА восприятию и воспроизведению движения необходимо начинать с движений головой, потом переходить к движениям руками, кистями и пальцами рук, а затем – к движениям туловищем и ногами. При двигательном и эмоциональном тонизировании ребенка, после телесно ориентированных игр или во время упражнений на тоническую стимуляцию у ребенка часто устанавливается прямой взгляд, он начинает разглядывать педагога и окружающий мир [Е. В. Максимова, 2008].
Кроме того, на занятиях по адаптивной физкультуре необходимо соблюдать правила, которые помогут ребенку сконцентрироваться на движении, запомнить его и научиться выполнять. Инструктор по физической культуре должен:
• выполнять движения медленно и четко, сопровождая их словесной инструкцией;
• описывать выполняемые упражнения просто, пользуясь одина-ковой терминологией для повторяющихся движений;
• проговаривать инструкцию к выполняемым движениям, в том числе вместе с ребенком, и предлагать ему называть их;
• при выполнении любых упражнений соблюдать принцип – от простого к сложному;
• одновременно осваивать небольшой репертуар физических упражнений;
• использовать систему поощрений ребенка.
При организации занятий по адаптивной физической культуре для детей с РДА стоит учитывать особенности организации самого процесса обучения. Во-первых, сами занятия должны иметь однообразный характер. Во-вторых, следует придерживаться последовательного структурированного однообразного порядка, а в программу обучения включать разные виды упражнений, так как аутичные дети способны концентрировать внимание только в течение короткого периода времени. Грамотно организовать занятия по адаптивной физкультуре помогут следующие приемы:
• Сформировать у ребенка четкий стереотип или план занятия, по возможности закрепив его визуальной поддержкой, то есть ребенок должен усвоить последовательность совершаемых двигательных действий, зная при этом время или количество упражнений каждого вида.
• При подборе упражнений сделать опору на интересы и склонности и индивидуальные особенности ребенка.
• Учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка с РДА.
Занятия по адаптивной физической культуре должны основываться на том опыте, который ребенок уже имеет, новый материал нужно вводить постепенно, чтобы не вызвать негативные реакции на занятия или полный отказ от них. Ритуалы, порядок выполнения упражнений на занятии, четкий график занятий и структура занятия будут способствовать успешному освоению физических упражнений и адаптации в обществе.
Остановимся на некоторых упражнениях, которые составляют основу адаптивной программы по физическому развитию для ребенка с диагнозом РДА, реализуемой в МАДОУ ДС №44 «Золотой ключик» г. Нижневартовска.
1. Система упражнений, направленная на коррекцию и развитие общей и мелкой моторики, активизацию межполушарного взаимодействия (пальчиковые игры, игры с различными фактурными поверхностями).
2. Комплекс упражнений, включающий лазания, залезания, перелезания, подлезания, ползания различными способами (можно использовать различные спортивные модули, комплексы, либо выстроить полосу препятствий из подручных материалов с учетом техники безопасности).
3. Упражнения, помогающие ощутить собственное тело и пространство вокруг (задания можно выполнять в различных исходных положениях).
4. Система дыхательных упражнений, а также самомассаж и релаксирующие практики.
5. Комплекс упражнений, направленных на коррекцию навязчивых движений.
Опыт нашего образовательного учреждения показывает, что дети дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра могут успешно заниматься адаптивной физической культурой. Однако надо учитывать тот факт, что занятия должны носить индивидуальный характер. Бег, прыжки, ходьба помогут ребенку стать сильнее и выносливее, приобрести навыки взаимодействия со взрослыми. Активный отдых и сбалансированная физическая нагрузка оказывают положительное влияние на уровень здоровья, могут быть приятным развлечением для детей с аутизмом, а в некоторых случаях, даже помочь предотвратить проблемы, связанные с поведением, например, такие как агрессия. Физические упражнения способствуют расширению возможностей для социализации детей с расстройством аутистического спектра, особенно в совместной деятельности со сверстниками.
Список литературы
1. Бюллетень Всемирной организации здравоохранения // https: www.who.int/bulletin/volumes/96/ru/
2. Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма : Начальные проявления [Текст]/ К. С. Лебединская, О. С. Никольская. - М. : Просвещение, 1991. - 96 с.
3. Мартынова О. Г., Валишин Э. Х. Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / О. Г. Мартынова, Э. Х. Валишин // Молодой ученый. - 2017. - №4. - С. 337-342.
4. Никольская О. С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение [Текст] / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг, И. А. Костин, М. Ю. Веденина, А. В. Аршатский, О. С. Аршатская. - М. : Теревинф, 2005. - 224 с.
5. Плаксунова Э. В. Влияние занятий по программе адаптивного физического воспитания «Моторная азбука» на двигательное и психомоторное развитие детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Э. В. Плаксунова// Аутизм и нарушения развития. - 2009. - № 4. - С. 67-72.