Галина Сустретова
Психолого-педагогические способы определения уровня принятия ребенка с ОВЗ в семье
▼ Скачать + Заказать документы
Педагог-психолог Сустретова Г. В.
МБ ДОУ ЦЦР к/в д/с №33 г. Воронеж
Актуальность. В семье, в которой родился ребенок с отклонениями в развитии, ценностные ориентации и мотивационные установки родителей смещаются и деформируются. Об этом свидетельствует анализ родительских высказываний и сочинений «История жизни с проблемным ребенком». Практически каждое родительское сочинение начинается с фразы: «Я мечтала, что мой ребенок будет самым умным, красивым, счастливым…» Ценность ребенка с проблемами в развитии может откровенно или подсознательно отвергаться родителями. Практический опыт показывает, что родители, не готовые принять недостатки в развитии ребенка, испытывают стыд из-за того, что у них родился больной ребенок. Такие родители часто скрывают наличие в семье ребенка с отклонениями в развитии. Одна из главных задач специалистов при помощи разного вида поддержки привести родителей к адекватному пониманию проблем их ребенка (его дефекта, адаптации, будущего трудоустройства и личной жизни). В том случае, если мать или отец принимают дефект ребенка и особенности его развития, в их сознании возникает мотивация на оказание помощи ребенку, на преодоление тех недугов, которыми он страдает. Сила любви к ребенку, проявление отцовских и материнских чувств зависят и от особенностей личности родителя. В связи с этим, при работе с семьей, где растет ребенок с особенностями развития, специалисты особое внимание уделяют личности родителей.
Публикация «Психолого-педагогические способы определения уровня принятия ребенка с ОВЗ в семье» размещена в разделах
Цель: определение уровня принятия родителями ребенка с ОВЗ.
Задачи:
- коррекция внутреннего психологического состояния матери и других членов семьи в отношении ребенка с ОВЗ;
- коррекция неконструктивных форм поведения (агрессивности, необъективной оценки поведения ребенка, стремление уйти от трудностей) матери и других членов семьи.
Планируемые результаты: постепенный переход матери и других членов семьи ребенка с психофизическими нарушениями развития к пониманию его возможностей, умение радоваться его «маленьким» успехам, переконструирование иерархии жизненных ценностей семьи больного ребенка. Осуществление личностного роста матери и других членов семьи в процессе взаимодействия со своим ребенком, в процессе его обучения и воспитания ею с помощью психолога. Переход матери из позиции переживания за его недуг в позицию творческого поиска реализации возможностей ребенка. Повышение личностной самооценки матери и других членов семьи связи с возможностью увидеть результаты своего труда в успехах ребенка.
Форма проведения: анкетирование и интерпретация результатов, обсуждение родительских писем и сочинений «История жизни с проблемным ребенком».
Содержание. В ходе коррекционной деятельности нами используются анкеты такие как: «Психологический тип родителя» и «Определение воспитательских умений у родителей детей с отклонениями в развитии» (В. В. Ткачева). А так же методика родительское сочинение «История жизни с проблемным ребенком», которое содержит в себе как диагностическую, так и профилактическую работу. На наш взгляд, это одна из наиболее информативных и достаточно надежных техник, которая позволяет успешно решать задачу особенностей родительских позиций и типа семейного воспитания, выявление особенности восприятия и переживания родителем характера отношений и взаимоотношений с ребенком. «Родительское сочинение», как и любая проективная методика, позволяет выявить личностные особенности самого родителя, что обеспечивает более высокий эффект программы психологической коррекции, учитывающей особенности родителя при выборе стратегии и тактики реализации психолого-педагогических рекомендаций, при определении формы и характера работы с родителями. Необходимым условием для проведения этой методики является установление эмоционально-позитивных, доверительных отношений с психологом. Для некоторых родителей такая работа может быть выполнена качественно только после неоднократных встреч со специалистом, когда возникнет полное доверие к педагогу.