Марина Боброва
Взаимодействие педагога-психолога и родителей в период адаптации детей раннего возраста в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем возрасте ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития.
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Психология. Работа психолога
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Социализация ребёнка проходит в тесном контакте с воспитывающими взрослыми, от качества общения зависит полноценное развитие личности ребёнка и его положительное эмоциональное самочувствие. К сожалению, непонимание потребностей ребёнка взрослыми, как родителями, так и педагогами, приводит к постоянному накоплению у детей неудовлетворённости, общей апатии, исчезновению интереса к занятиям, угасанию познавательной мотивации. Переживания ребёнка редко волнуют взрослых, они не придают им особого значения в понимании поступков и в поведении ребёнка, а также своей роли в них.
Если педагоги и родители объединят свои усилия и обеспечат ребёнку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей к детскому саду.
Задача педагога -психолога в период адаптации - оказать родителям ребенка раннего возраста психолого-педагогическую помощь, направленную на обеспечение единства семейного и общественного воспитания, профилактику дезадаптивных проявлений ребенка.
Задача родителей на данном этапе – помочь ребенку адаптироваться к новым социальным условиям, для чего им самим требуется изменить свое поведение в отношении ребенка и друг друга.
Блок 1. Предварительная работа
День открытых дверей, является достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями. Если у родителей нет возможности, можно предложить виртуальную экскурсию из видеотеки старшего воспитателя и посмотреть ее дома вместе с ребенком.
Блок 2. Анкетирование
Психолог также может пригласить родителей для беседы и постараться объяснить им: чем лучше работники детского сада будут знать правила поведения в семье, систему семейных отношений, особенности воспитания, тем легче им будет адаптироваться к малышу и к семье. Собрать эти ведения поможет тестирование. Большой объем информации можно получить, используя методику «Рисунок семьи», тест детско-родительских отношений Варги-Столина. Множество тестов позволят психологу в дальнейшем дать достаточно обоснованный прогноз развития детско-родительских отношений, грамотно построить профилактическую и консультационную работу с родителями.
1. «Личные качества и предпочтения ребенка.»
2. «Готовность ребенка к поступлению в детский сад».
3. «Способность ребенка адаптироваться к детскому саду».
4. Анкета для знакомства с ребенком и успешной работы педагога.
Блок 3. Совместные игровые занятия родителей с детьми
Чтобы уменьшить воздействие стрессовых факторов, рекомендуется присутствие родителей на занятиях по адаптации детей раннего возраста к детскому саду. В присутствии родителей дети с большей готовностью идут на контакт с новыми взрослыми, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребенок приобрел при поддержке близкого взрослого.
• Развивающие занятия направлены на эмоциональное благополучие детей в группе, их сближение, развитие социальных навыков.
• Часто родители просто не умеют или не считают нужным играть с детьми.
Блок 4. Консультирование родителей детей раннего возраста
Целью консультирования родителей по проблемам развития ребенка раннего возраста является оказание эффективной психолого-педагогической помощи путем повышения их компетентности в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка, переориентации родительского поведения, создание условий для организации адекватной ребенку семейной среды.
Содержание консультативной помощи может включать:
• информацию о закономерностях развития ребенка в раннем возрасте;
• информацию об индивидуальных особенностях развития ребенка;
• информацию о задачах, направлениях и средствах развивающего взаимодействия взрослых с ребенком.
Проводятся индивидуальные и групповых консультаций с родителями. Консультации могут быть разовыми и регулярными.
Запросы с которыми чаще всего обращаются родители ребенка раннего возраста к педагогу-психологу за консультацией :
• Прежде всего, с запросом на помощь в преодолении отклонений или нарушений в поведении ребенка;
• С запросом по поводу несоответствия родительских ожиданий и реальных возможностей ребенка;
• возможность научить их общаться со своими малышами.
Психолог оказывает помощь родителям и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения дошкольника. Консультирование проводится в случаях, когда нужна помощь семье в процессе трудной адаптации, при необходимости коррекции детско-родительских отношений, коррекции недостатков в психическом развитии детей.
Блок 5. Родительские собрания
Одной из форм традиционного взаимодействия с родителями являются родительские собрания. Цель родительских собраний :
• Повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по вопросу воспитания ребенка в семье;
• Содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение их в жизнедеятельность группы;
• Выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;
• Пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей;
• Подведение итогов совместной деятельности педагогов, детей и родителей за определенный период времени.
• В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.
• В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации
• Общение педагогов и родителей это в первую очередь — общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.
• Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия». Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т. п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.
• Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.
Игры, направленные на снятие эмоционального напряжения:
• Игра «Рвакля» : приготовьте ненужные газеты, журналы и широкое ведро или корзину. Ребенок может рвать, мять и топтать бумагу, в общем, делать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать ее в корзину. Малышу может понравиться прыгать на куче бумажек – они отлично пружинят.
• Игра «Слон у папы на спине» : ребенок лежа на животе, закрывает глаза. Взрослый водит одним или несколькими пальцами по его спинке, как бы рисуя очертания разных предметов. Если это окажется трудно, можно «пустить побегать» по его спинке разных животных, кошку, муравья, слона. Ведь походка у животных разная и движениями рук можно ее воспроизвести.
• Игра «Медвежата» : ребенок превратился в маленького медвежонка. Он лежит в берлоге. Подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замерз. Он сжался в маленький клубочек – греется. Стало жарко, медвежонок развернулся и зарычал.
• Игра «Салют» : приготовить листы цветной бумаги, салфетки, туалетную бумагу. Ребенок выбирает для себя материал, затем в течение нескольких минут рвет его на мелкие кусочки, подготовив, таким образом, материал для салюта. После этого подбрасывает вверх свои кусочки, изображая свой салют.
Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма. Правильно организованное взаимодействие педагога с родителями позволяет не только выявить проблему адаптации ребенка к условиям ДОУ, но и показать возможности ее решения.