Пашинцева Ирина
«Наша Родина — Россия». Конспект занятия по патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи:
• Расширить представление детей о России как стране, в которой они живут; о её столице;
• Закреплять и обобщать знания детей о государственных символах России;
• Познакомить детей с основными неофициальными символами России
• Воспитывать чувство патриотизма;
• Обогащать и активизировать словарный запас детей;
Предварительная работа: Беседы о российской символике, о родном крае, рассматривание фотографий, иллюстраций о родном городе, экскурсии, чтение художественной литературы, стихов о родине, пословиц и поговорок.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
Ход занятия:
Воспитатель : Ребята, сегодня необычный день.
Посмотрите сколько гостей к нам сегодня пришло.
А вы знаете, что есть очень хорошая традиция всем с утра дарить свои улыбки и желать мира и здоровья.
Давайте мы так и сделаем, поприветствуем наших гостей и пожелаем всем здоровья.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель : Всем-всем от всей души здравствуйте.
Ребята, а еще, чтобы день был добрым, радостным, наполнен любовью, его нужно начинать с хорошим настроением. Давайте мы все вместе от всего сердца подарим друг другу и нашим гостям любовь (закрываем глазки, прижимая руки к сердцу и как птицу выпускаем вверх в небо - лети).
Воспитатель : Ребята, мы с вами так много говорили о нашей Родине, читали рассказы и стихи о ней, рисовали рисунки о стране, в которой мы живем. А вы хорошо знаете свою Родину? Хотите это проверить? Тогда я предлагаю вам отправиться в интересное путешествие и усовершенствовать свои знания.
Повторяйте за мной:
Шар большой, на нем страна,
Город в ней, а в нем дома.
Дом на улочке одной
Неприметный, небольшой.
Этот дом, страна, земля-
Это Родина моя!
Воспитатель :
- Кто сможет показать схематично при помощи кругов, что такое наша Родина, наша Малая Родина?
(Ребёнок берё т 3 круга: большой синий, поменьше – розовый, самый маленький – жёлтый и кладёт их по порядку один на другой с пояснениями, что синий круг — это наша планета Земля, розовый – страна Россия – наша большая Родина, жёлтый – город, в котором мы родились и живём – наша малая Родина.)
Давайте пройдем на стульчики.
На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия)
Правильно, ребята. Мы живем в стране, в которой удивительно красивое имя – Россия. А вы знаете, почему у нашей страны такое название?
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле, с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем,
Тебя по-славянски назвали – Россия!
Ребята, а кто скажет какая она, наша Россия?
(Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная, мужественная, гордая).
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле, с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг Российский над Кремлем.
Владимир Степанов.
Не одна страна в мире не имеет такой огромной территории как Россия. Посмотрите на карту. (Воспитатель обращает внимание детей на экран, на карту России)
Вот как много места занимает территория России.
Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце страны может идти снег, а на другом припекать солнышко.
Чтобы добраться с одного конца на другой, на поезде надо ехать семь дней, неделю, а на самолете лететь почти сутки.
Ребята, давайте поиграем в игру «Передай сердечко и скажи словечко» и расскажем нашим гостям какая наша Россия ( дети передают друг другу сердечко со словами: милая, красивая, любимая, чудесная, дорогая, единственная и т. д.). Вот сколько красивых слов можно сказать о нашей Родине
Каждая страна имеет свои символы, по которым ее можно отличить от другой страны. У России тоже есть государственные символы и о них мы с вами сегодня поговорим.
- какие вы знаете символы России?
Дети: -герб, гимн, флаг.
Расскажите, что вы знаете про гимн, что это такое?
Дети: — это торжественная песня страны
- Когда его исполняют? Как надо слушать гимн?
Дети: -Гимн исполняется на спортивных соревнованиях, торжественных мероприятиях, на параде, во время праздников, и др. важных событиях. Гимн слушают и исполняют стоя.
- Я предлагаю вам встать и послушать гимн нашей страны.
Исполняется гимн (1 куплет)
- Садитесь ребята.
(Показать герб)
Это что за символ нашей страны.
Дети: — Герб
- Герб – отличительный знак страны.
-Что вы видите в центре герба? (орла)
-На чем он изображен? (на красном щите)
Расскажите об орле, какой он? (2 головы, подняты крылья).
-А почему, изображен орел? (птица сильна, непобедимая)
-А почему у орла 2 головы?
Головы орла смотрят на запад и восток, охраняют нашу страну.
- Вспомните, где можно увидеть герб? (на документах, монетах)
Герб России.
У России величавой
На гербе орел двуглавый
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый
Он России дух свободный.
Про какой символ России мы еще не рассказали? (флаг)
- Российский флаг – символ доблести и чести российского народа. Он развевается на государственных зданиях, вывешивается на домах в дни государственных праздников, Государственный флаг России можно видеть на военных парадах, на кораблях, на борту российских самолётов.
Какого цвета Российский флаг? (ответы детей)
- Давайте подумаем, что могут обозначать эти цвета?
Дети: — белый: снег, облако…
- синий: небо, море, река…
- красный: огонь, …
- Какого цвета Российский флаг? (ответы детей)
- Давайте подумаем, что могут обозначать эти цвета?
Дети: — белый: снег, облако…
- синий: небо, море, река…
- красный: огонь,. закаты.
«Флаг России»
Белый цвет-березка.
Синий-неба цвет.
Красная полоска-
Солнечный рассвет.
Физкультминутка
- Руки подняли и покачали
Это – березы в лесу,
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Руки согнули назад …
—У каждой страны есть свой символ среди деревьев. Так, символом Греции с древних веков является олива, в Японии священное дерево – сакура. Символ Канады – клен. В этих символах отразилась душа народа, его история и традиции.). У России-белая береза!
Сейчас я расскажу вам сказку о том, как береза стала символом России.
Сказка о то, как береза стала символом России.
Однажды медведь, могучий хозяин леса, собрал все деревья в округе. На этом совете надо было решить, какое дерево должно стать символом России. Каждому дереву представилась возможность рассказать о своих достоинствах и заслугах.
Первым выступил клен. Он поднял свои листья и сказал:
- Мои листья похожи на могучие ладони русских богатырей, испокон веков защищавшие русскую землю от врагов. Поэтому я достоин стать символом России среди деревьев.
Следом выступил ясень. Он сказал:
- Моим именем русские люди называют самое хорошее. Они говорят ясный день, ясно солнышко, ясным соколом называют суженого, то есть жениха. Поэтому я и буду символом России.
Затем слово дали дубу, могучий и вековой ствол которого внушал уважение и доверие окружающим. Он говорил размерено и важно:
- Русские люди считают меня символом силы и мудрости, потому что я живу дольше всех деревьев, много знаю и умею. Я воспет в русских сказках и былинах. Поэтому я имею полное право стать символом России.
Тут вперед выступила красавица ель. Она поразила всех колким голоском. - Меня очень любят русские люди, особенно дети. Они приносят меня под Новый год домой, украшают игрушками, гирляндами, водят вокруг меня хоровод, поют песни. А утром все с надеждой заглядывают под елочку и разбирают подарки. Я приношу много счастья и радости русским людям. Поэтому я достойна стать символом России среди деревьев.
Медведь слушал рассказы внимательно и сосредоточенно. Ни одно слово не пролетело мимо его уха. И вдруг он увидел тонкую березку, которая стояла позади них, опустив глаза.
- Что же ты молчишь, милое создание? - сказал медведь.
Береза:
- Мои заслуги не такие важные, как у других деревьев, - волнуясь, начала она тоненьким голоском. Но люди меня любят и уважают. Для них я первый помощник в хозяйстве. Из моих бревен строят дома, из древесины делают мебель и посуду. В лютые морозы я согреваю дом. Мои поленья горят долго и отдают много тепла. На моей бересте писали, когда еще не было бумаги. Весной я дарю людям полезный березовый сок, дарю березовые почки для лечебных целей. Чай, заваренный из моих первых листиков, укрепляет здоровье людей, повышает их иммунитет. И богатые, и бедные на Руси ходили в баню с березовым веником. В праздничные дни меня украшают лентами, водят хороводы. Поэты посвящали мне свои стихи и песни. В любое время года я прекрасна. Вам решать, смогу ли я стать символом России.
Деревья замерли, слушая сбивчивый рассказ застенчивой березки. Никто не ожидал, что у скромной березки столько заслуг.
Медведь помолчал немного и громким голосом торжественно объявил:
- Отныне считайте символом России среди деревьев березку, она соответствует характеру русского человека.
На березу надели белый сарафан – символ чистоты, украсили крапинкой в знак особой важности, Вот так скромная березка стала символом большой и любимой России.
- Скажите, ребята, как можно березу назвать ласково? (березонька, березка, березушка).
- Еще неофициальный символ России есть и среди обуви, послушайте загадку:
- К нам в Россию приезжает много гостей из разных стран и чаще всего в качестве подарка увозят с собой наш российский сувенир.
Как вы думаете, какой сувенир увозят гости? (варианты ответов детей, если дети затрудняются с ответом, загадываем загадку)
Ростом разные подружки
Все они сидят друг в дружке
А всего одна игрушка? (картинка матрешки разные)
- Правильно, Матрешка является символом России. Матрешка родилась давным-давно. Для ее изготовления используется сухая береза и липа. Существует много видов матрешек. А назвали игрушку в честь девушки Матрены, она была добрая и красивая - ее ласково звали Матрешка. Выточил из дерева ее Василий Петрович Звездочкин, а раскрасил Сергей Васильевич Малютин (фото обоих).
- Еще к неофициальным символам России относятся : самовар, балалайка, гармошка мы с ними обязательно познакомимся.
Сейчас давайте еще раз вспомним:
- Символы бывают официальными, какие? (герб, флаг, гимн)
- А с какими неофициальными символами сегодня познакомились? (матрешка, береза, валенки).
- Вы знаете, к нам на занятие сегодня так спешили матрешки-сестрички, что художник не успел их раскрасить, предлагаю вам взять карандаши и сделать их красивыми.
- Дорогие ребята, на этом наше увлекательное путешествие подходит к концу. Вы сегодня были большими молодцами!
Необъятная страна.
Если долго-долго-долго
В самолете нам лететь.
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймем тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
В. Степанов.
Итог: Чем мы занимались? Ребята вам понравилось наше путешествие? О чем мы с вами беседовали? Что вы узнали нового? Что вы запомнили? Что вам понравилось больше всего?
- Молодцы, ребята. Я вами очень довольна. Вы много знаете и хорошо и правильно отвечали на мои вопросы.