Получи документы

Психолого-педагогические особенности воспитания «трудных» подростков

Инна Юрченко
Психолого-педагогические особенности воспитания «трудных» подростков
▼ Скачать + Заказать документы

Юрченко Инна Юрьевна,

Магистрант 1 курса социально-психологического факультета, кафедры социальной, специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», г. Армавир

Психолого-педагогические особенности воспитания «трудных» подростков

Публикация «Психолого-педагогические особенности воспитания „трудных“ подростков» размещена в разделах

Аннотация. На сегодняшний день отечественными и зарубежными психологами и социологами отмечается рост количества «трудных» детей. Дети испытывают трудности в процессе социализации, воспитания и обучения, не стремятся к развитию себя как личности. Статья посвящена вопросам изучения причин трудновоспитуемости детей в подростковом возрасте и оказании своевременной коррекционной помощи в организации воспитательного процесса подростков родителям совместно с педагогами и психологами.

Ключевые слова: «трудный» ребенок, воспитание, подростковый возраст, девиантное (отклоняющееся) поведение, коррекционная работа.

Личностью называют человека, достигшего уровня психологического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью. Человек не рождается личностью. Развитие личности происходит в течение всей жизни человека по мере прохождения стадий развития через социальные институты, такие как: семья, детский сад, школа, институт и т. д. На каждом этапе возрастного развития ребенок подвергается воздействию как внешних факторов, то есть внешней среды, так и внутренних - собственной активной деятельности и собственного отношения к внешней среде.

Семья и школа являются неразрывно существующими социальными институтами, которые обеспечивают воспитательный процесс и необходимое взаимодействие ребенка, его родителей и социума.

«Трудные» дети - это такие дети, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм поведения. Понятие «трудный» ребенок на сегодняшний день имеет достаточно широкое распространение в обществе. К этой категории обычно относят детей и подростков, с которыми трудно найти общий язык и заниматься как педагогам, так и родителям, это дети, для которых оказываются бесполезными мудрые наставления по воспитанию. Они трудные потому, что им самим приходится очень нелегко в силу различных причин, связанных с новым возрастным этапом их жизни. Такие дети испытывают трудности психологического характера. Повышенная агрессивность, частая смена настроения, вспышки ярости, страхи, депрессивные состояния, все это подавляет ребенка, мешает ему развиваться как прежде, тревожит родителей. Трудности наступают и в учебной деятельности, им трудно учиться по общей программе, выполнять общие требования. В силу разных причин «трудный» ребенок становится не таким, как его сверстники. Одни дети в этом возрасте могут отставать в физическом развитии, другие, напротив, набирать бешеный темп роста, кто-то очень возбудим, а до кого-то невозможно достучаться, одни задержались в умственном развитии, а другие дети - вундеркинды. Каждый «трудный» ребенок труден по-своему [2].

В какой же период жизни формируется ребенок с признаками «трудного». Поведенческое отклонение детей формируется именно в детском возрасте, так как этот период в жизни ребенка считается важнейшим. Еще А. С. Макаренко говорил: «Личность ребенка формируется к 5 годам, а после 5 лет ребенка уже трудно перевоспитывать».

Признаки трудновоспитуемости появляются именно в тот момент, когда ребенок начинает подвергаться воспитательному воздействию, а точнее, осознавать его. Как показывают различные исследования причин «трудного» поведения подростков, в большинстве случаев, ответ на этот вопрос кроется в воспитании, в условиях, окружающих ребенка в годы раннего детства. Родители и воспитатели имеют дело с самым тонким и чутким, что есть в природе - детским мозгом. И если ребенок стал трудным, если все то, что посильно другим людям, ему не посильно, значит, в детстве он не получил для своего развития того должного внимания, которое должен получить [2].

Воспитание ребенка начинается с самого его рождения. Его первыми педагогами становятся родители, затем воспитатели в детском саду и только потом - школьные учителя. К сожалению, и каждый в отдельности, и все вместе они допускают много ошибок.

В своем развитии ребенок не стоит на месте, он идет вперед. От своих родителей ребенок путем простого подражания усваивает как нужно делать, что можно и чего нельзя. Родители, которые подавали плохой пример своему ребенку в детстве, не застрахованы от проблем, которые появятся у них в воспитании в более взрослом возрасте [3].

Выводы многих известных педагогов и психологов, а также результаты современных исследований, свидетельствуют о том, что истоками проступков и правонарушений являются отклонения от нормы в поведении, игровой, учебной или других видах деятельности, которые наблюдаются у детей в дошкольном возрасте. Начало развития отклоняющего поведения обычно совпадает с началом осознания ребенка себя как личности, принятием или отвержением социальных норм и правил. Ребенок, которому не привиты навыки такого поведения, умение подчиняться требованиям соответствующей деятельности, со временем вырастают в недисциплинированного человека, склонного к различного рода нарушениям в поведении.

Учителя, которые сопровождают ребенка весь основной период его взросления и становления как личности, допускают в своей профессиональной деятельности также немало ошибок, которые приводят к педагогической запущенности ребенка, девиантному поведению, различному роду социальных отклонений [4].

Подростковый период развития, будучи по-своему переломным, переходным и критическим, знаменует собой переход ко взрослой жизни, и особенности его протекания могут откладывать отпечаток на всю его последующую жизнь. Главная задача подростка – это формирование самосознания, идентичности, которое можно рассматривать в качестве основных психологических новообразований в этом возрасте. Это период, когда ребёнок задумывается над собой как над личностью, что приводит его к процессу самовоспитания. Начинается формирование характера, нравственного развития, формируется убеждение. И чаще всего убеждение не совпадает с общественным мнением, поэтому и возникают проблемы подростка в обществе. В основном многое зависит от самого подростка, его окружения, социальной среды, но в большей степени на его развитие влияет воспитание в семье, отношение с родителями. Здесь важную роль играют внутрисемейные отношения, отношения между родителями подростка, непосредственное отношение и к самому ребенку [5].

Категория «трудных» подростков весьма обширна и достаточно разнородна. От того, насколько своевременно были выявлены признаки трудновоспитуемости и насколько адекватна была оказана помощь, предлагаемая подростку, зависит его психологическое благополучие в будущем. У значительной части подростков «трудности» являются следствием их притязаний на взрослость, превратного осознания своих прав, стремления добиться их признания со стороны взрослых.

Три личностных недостатка подростка - эгоистичность, леность и лживость создают в этом возрасте психологическую предпосылку трудновоспитуемости.

Характер поведения взрослых отражается на поведении ребенка. Трудности в воспитании не возникают вдруг, неожиданно и сразу в подростковом возрасте. Так как все проблемы воспитания идут из детства, то немаловажным фактором их благополучного преодоления является отношение к ребенку самих родителей. Главное правило в воспитании «трудных» детей - стремление к сотрудничеству. Важно бороться не с «трудным» ребенком, а вместе с ним за то хорошее, что есть в нем.

Не получая должной любви и заботы со стороны семьи, частых ссор и непониманий друг друга, подростки «уходят в себя», ни с кем не делясь своими проблемами, В таких случаях ребенок ищет поддержки со стороны ближайшего окружения, как правило, это приводит к употреблению алкогольной и табачной продукции, к началу ранней половой жизни, принятия наркотиков, поиска друзей «по несчастью», компании, где его будут любить и понимать [5].

Для семей, где воспитываются «трудные» подростки типичен постоянный разлад между родителями. Неблагоприятные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей: равнодушие к людям, грубость, лицемерие, нечестность, алкоголизм, преступления совершаемые взрослыми членами семьи создают ту неблагоприятную микросреду, которая является одной из важнейших причин трудновоспитуемости подростков. Положение детей в таких семьях исключительно тяжелое. Личность ребенка здесь постоянно ущемляется. В таких семьях основными методами наказания, дополняющим оскорбления и угрозы, являются жестокость, повышенная агрессия и телесные наказания. Неслучайно, что побеги из дома, грубость, причинение вреда себе и окружающим возникают как своеобразная форма самозащиты от посягательства на личность подростка. В основном, в таких семьях родители просто не умеют правильно воспитывать детей из-за своего низкого культурного уровня, неумения общаться, находить общий язык и заниматься с ребенком[1].

Анализ отношения «трудных» детей с окружающей действительностью, характер их взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками убеждает, что недостатки семейного и школьного воспитания, несогласованность позиции педагогов и семьи становятся ядром конфликтной ситуации, которая кладет начало нравственной деформации личности подростка.

Трудновоспитуемость сопровождается разрушением социальных связей и отчуждением подростков от основных институтов социализации: прежде всего семьи и школы, поэтому одной из важнейших задач психолого-педагогической поддержки является преодоление этого отчуждения, включение подростка в систему общественно значимых отношений, благодаря которым он может успешно усваивать позитивный социальный опыт. Решение этой задачи предполагает целый комплекс социально-педагогических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности трудновоспитуемого, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников [1].

Под воспитанием не стоит понимать насильственную смену личных качеств подростка. Данная особенность лишь вызывает противодействие. Это влечёт за собой ещё больший негативный эффект для воспитуемого ребёнка вследствие переходного возраста и связанного с ним отрицания всего, что будут делать родители и педагоги.

Процесс перевоспитания, как и процесс воспитания, должен строиться, прежде всего, с учетом индивидуально-психологических особенностей подростка с учетом тех конкретных обстоятельств и неблагоприятных условий воспитания, которые способствовали возникновению разных асоциальных проявлений и отклонений [6].

Работа с трудновоспитуемыми детьми должна осуществляться совместно с педагогами, психологами и родителями, и предполагает выявление индивидуально-психологических особенностей подростков, поиска не только слабых, но и сильных сторон ребенка, которые составляют здоровый психологический потенциал личности и являются опорой для дальнейшего перевоспитания.

Коррекция поведения «трудного» подростка предполагает в первую очередь выявления неблагополучия в системе отношений подростка как со взрослыми, так и со сверстниками, и «лечении» социальной ситуации. Важно изучить детско-родительские отношения, какая атмосфера поддерживается в семье, как к ребенку относятся его родители, часто ли их воспитание заключается только лишь в запретах и наказаниях, и ограничениях, возлагаемых на личность подростка, а также проанализировать межличностные отношения в социальной среде: какое положение занимает подросток в системе межличностных отношений, как к нему относятся его сверстники, имеет ли он круг друзей, которым может доверяет, а также изучить увлечения подростка, его интересы, склонности.

Одним из важнейших принципов является опора на положительные качества подростка. Умение видеть положительное в его поведении, умение опираться и развивать это хорошее - важнейшее условие успешной социально-педагогической работы [6].

Еще один важнейший этап - это установление доверительных отношений в кругу семьи. Подростки нуждаются во внимании со стороны своих родителей, положительной оценке, похвалы, поэтому важно установить связи по интересам с ребенком, помогать ему в учебной и внеурочной деятельности, постепенно восстанавливая доверительные взаимоотношения. Стоит объяснять ребенку, если он не прав, то в чем именно, разъясняя ему причины и помогая найти правильное решение из ситуации. Взрослый, в силу своего опыта, должен стать старшим наставником и помощником ребенка, подавать положительный пример, помогать ему в решении различных проблем, наставляя его на правильный путь развития, объясняя это тем, что когда он вырастит, то станет успешным и счастливым человеком.

Не менее важным является формирование будущих жизненных устремлений подростка, связанных, прежде всего, с профессиональной ориентацией, с выбором будущей профессии. Трудновоспитуемые, социально и педагогически запущенные учащиеся, имея хроническую неуспеваемость по школьным предметам, часто отчаиваются, перестают верить в свои силы, что создает весьма серьезные предпосылки для десоциализации личности подростка. Поэтому нужно, чтобы ребята, которые по разным причинам не могут успевать хорошо, не теряли веру в то, что они вырастут полезными для общества гражданами, необходимо помочь им в выборе профессии в соответствии с их возможностями, склонностями, уровнем имеющихся знаний и умений[3].

В программе коррекционных мероприятий особое место занимает консультирование родителей, педагогов, позволяющее взрослым лучше понять половозрастные и индивидуально-психологические особенности подростков. При этом важно помнить, что наибольшая вероятность осложнений в отклонениях взрослого и ребенка появляются в кризисные периоды развития, когда в связи с появлением психологических новообразований происходят разные скачкообразные изменения в психике и личности подростка, в его отношениях с окружающими, что не всегда учитывается родителями. В данном случае нужно помочь родителям определить, какие именно свойства ребенка необходимо учитывать, не стремясь к их «переделке», какие можно корректировать и развивать. То есть, помочь родителям изменить в ребенке, то, что в состоянии меняться, смириться с тем, что они не в состоянии изменить, и научиться отличать одно от другого [6].

Воспитание «трудного» подростка достаточно сложный и кропотливый процесс, который требует особого внимания со стороны родителей и педагогов и занимает длительный период времени. Многие родители задаются вопросом, почему они перестали узнавать своих детей, почему их ребенок стал не таким, как раньше, что с ним произошло и как все вернуть обратно. Это происходит, в первую очередь потому, что сами взрослые давно забыли, как когда-то прошли тот же самый сложный жизненный этап взросления, сопровождающийся частой сменой настроения, вспышками ярости, грусти, внезапной радости. Родителям сложно вспомнить себя в таком возрасте, и еще сложнее поставить себя на место ребенка, прочувствовать то, что испытывает он, и помочь вместе разобраться в его проблемах, найти интересные увлечения, достойно воспитать, не нарушая психики ребенка. Для успешного взаимодействия родителей и детей специалисты разрабатывают практические рекомендации, которые помогают взглянуть на ребенка другими глазами, понять его, наладить эмоциональный контакт, разобраться в его неудачах и проблемах [5].

Находясь в непростом для подростка возрасте, родители зачастую не понимают его проблем, негативно реагируя на него, срываясь и ссорясь по пустякам. В таком случае, для того, чтобы настроить конструктивный диалог между родителями и ребенком, следует начать изменяться в лучшую сторону самим родителям и не забывать про личный пример, ведь именно собственное поведение остается самым мощным способом воздействия на ребенка. Заработать авторитет в глазах подростка, имея с ним непростые отношения, довольно сложная задача, поэтому важно сохранить доброжелательные и доверчивые отношения, быть для ребенка старшим наставником и другом, который способен помочь в трудной ситуации, одобрить, пожалеть, когда это будет необходимо, и похвалить.

Никогда и не при каких обстоятельствах не нарушайте личное пространство вашего ребенка, оно имеет для него большое значение. Нарушая границы личного пространства, вы можете потерять его доверие раз и навсегда.

Не позволяйте себе грубости, крик при разговоре с подростком только усилит негативные защитные реакции с его стороны и обострит конфликтную ситуацию. Не стоит воевать с ребенком, нужно научиться прощать его за шалости и самим просить прощения за грубости и недоверие. Первыми идите на примирение и компромисс, так ребенок почувствует себя любимым и нужным.

Запреты и наказания за непослушание вызывают бурные негативные реакции, подростки требуют от взрослых отношения к себе как к равному, считая себя самостоятельными, поэтому почаще говорите слово «можно». На ваших глазах, с вашей помощью, ребенок сделает то, что ему хочется, но при этом не будет делать это обманным путем. Доверяя своему чаду, вы получите доверие в ответ.

Подростковый возраст таит в себе много опасностей. Любые отрицательные эмоции, которые отражаются на подростке, впитываются им подобно губки. Частые ссоры и конфликты внутри семьи, как родителей между собой, так и с ребенком, откладывают внутри осадок, от которого ребенок хочет избавиться и забыть. Накопленные обиды наслаиваются друг на друга, и уже вырастая, будучи взрослым человеком, он выплескивает их на других людях, в том числе, и на собственных мужьях, женах и детях. Поэтому родителям категорически запрещается выяснять свои отношения при ребенке.

Не стоит стремиться подчинить себе ребенка, заставить его делать все так, как хочется вам. В ответ можно получить сопротивление, обманы и недоверие. Приказать можно не только с помощью палки, но и просьбой, и ласковым взглядом. Чтобы заставить подростка что-то сделать, достаточно ласково, доброжелательно попросить его об этом, и он обязательно откликнется, зная, что вы нуждаетесь в нем и его помощи.

В заключении хотелось бы добавить: сегодняшние подростки дадут завтра жизнь новому поколению людей. Какие люди будут населять Землю: разрушители себя и планеты или созидатели, это уже во многом зависит от каждого из тех, кто окажется рядом с подростком в роли воспитателя. Необходимо, чтобы в этой роли выступал прочный союз родителей и педагогов, их взаимопонимание и взаимоподдержка. Тогда процесс воспитания окажется не таким сложным, как казался на первый взгляд, а результаты его будут вполне достижимы.

Ссылки на источники

1. Бурменская Г. В., Захарова Е. И., Карабонова О. А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. – М. : Издательский центр «Академия», 2002.

2. Мудрик А. В. Социальная педагогика. М. Академия, 2000.

3. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 2004.

4. Рожков М. И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. Учебно-методическое пособие. М., ВЛАДОС, 2003.

5. Степанов В. Г. Психология трудных школьников. – М. : Издательский центр «Академия», 2001.

Публикации по теме:

Консультация «Особенности общения подростков» А часто ли мы взрослые знаем с кем и о чем общаются наши дети вне стен дома и школьных стен. Свободное общение не просто способ проведения.

Психолого-педагогические особенности ФЭМП у дошкольников Ведущими психологическими процессами являются: память, внимание, мышление, воображение, восприятие. Мышление- бывает: предметно- действенное.

Консультация «Психолого-педагогические исследования по проблеме нравственного воспитания детей дошкольного возраста» В педагогической науке предметом, т. е. определенной областью изучения является воспитание. Педагогика изучает сущность воспитания, его глубинные.

Методическая разработка. «Психолого-педагогические особенности речевого развития детей раннего возраста» Методическая разработка. Психолого-педагогические особенности речевого развития детей раннего возраста. Разработал воспитатель: Буравцева.

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка 3. Организационный раздел. 3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка Программа предполагает создание следующих.

Психолого-педагогические особенности дошкольников с задержкой психоречевого развития Дошкольное детство — это период, когда расширяются познавательные интересы ребенка и складывается детское мировоззрение, развивается произвольное.

Психолого-педагогические особенности формирования положительных взаимоотношений между детьми среднего дошкольного возраста с Психолого-педагогические особенности формирования положительных взаимоотношений между детьми среднего дошкольного возраста с ЗПР Межличностные.

Психолого-педагогические особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста Познавательная активность – стремление к наиболее полному изучению предметов и явлений окружающего мира. Развитие познавательного интереса.

Психолого-педагогические условия развития одаренных детей Психолого-педагогические условия развития одаренных детей Человеческое мышление, способность к творчеству - величайшие из даров природы.

Психолого-педагогические задачи в старшей группе на февраль ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НА ФЕВРАЛЬ 2019Г___ Направления развития ребенка Психолого – педагогические задачи Физическое развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические особенности воспитания «трудных» подростков
Опубликовано: 26 августа 2019 в 19:45
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогические особенности воспитания «трудных» подростков» (включая файлы) размещена пользователем Инна Юрченко (УИ 879612) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД