Папки-передвижки

Пространственные представления и речь у дошкольников с нарушением зрения

Татьяна Золотарева
Пространственные представления и речь у дошкольников с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы

Пространственные представления

и речь у дошкольников с нарушением зрения.

Нашу группу посещают дети с амблиопией и косоглазием. Отмечено, что у таких детей страдает развитие психомоторной функции, что проявляется в мышечном напряжении, нарушении координации, пространственной ориентировки, импульсивности, несобранности. У детей с нарушением зрения по сравнению с нормально видящими сверстниками значительно хуже развиты возможности практической микро – и макроориентировки, недостаточно сформировано словесное обозначение пространственных отношений.

Публикация «Пространственные представления и речь у дошкольников с нарушением зрения» размещена в разделах

Нарушение зрения у детей сказывается прежде всего на восприятии окружающего мира. За счет монокулярного видения у детей затрудняется ориентация в пространстве на уровне предметно – практических действий, так ка многие из признаков зрительно ими не воспринимаются. У них отмечается замедленность, фрагментарность, искажение зрительного восприятия изображений на картинках, замена одних предметов другими при экспозиции в непривычном ракурсе. Это объясняется узостью обзора, особенностями монокулярного зрения, недостатками чувственного опыта.

Нарушение зрения значительно снижает их двигательную активность и ориентировку в пространстве, отрицательно влияет на развитие познавательной деятельности и речевого развития, что выражается в ограниченности словаря, трудности обобщения и выделения общих признаков предметов, что затрудняет формирование предметно – практических действий сравнения, классификации и сериации предметов по общим или отдельным признакам, а так же слабой активности процесса поиска слова. Формирование умения строить описательный рассказ замедляется из – за недостаточности зрительно – сенсорного опыта, трудности анализа зрительных признаков в изображении и понимания смысла изображения. Дети используют в речи слова, которые часто не понимают и не соотносят со своим опытом. Поэтому важную роль в формировании словаря у дошкольников с нарушением зрения играет систематическая работа по формированию пространственных представлений.

Формирование пространственных представлений начинается в раннем возрасте и их недостаточность напрямую влияет на уровень речевого и интеллектуального развития ребенка. Вначале у детей формируется представление о пространстве собственного тела и пространстве объектов (взаимоотношение объектов и тела, объектов между собой, умение определять направления в пространстве и расположение предметов по отношению к самому себе и устанавливать пространственное отношение между ними с их словесным обозначением. Они затрудняются обследовать предмет как зрением, так и сохранными анализаторами. У детей затруднен анализ таких признаков пространства, как протяженность, удаленность, глубина, объемность. Сложность в ориентировке пространства приводит к снижению двигательной активности и овладению основными движениями (ходьба, бег, метание, лазанье). Многие проблемы, возникающие у детей в процессе формирования представлений непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания, что выражается в следующих показателях внимания:

• Концентрация внимания (способность работать не отвлекаясь);

Распределение внимания (способность выполнять два вида деятельности и более);

• Переключение внимания (легкость перехода от одного вида деятельности к другому, умение отвлекаться от первого и сосредотачиваться на другом);

• Устойчивость внимания (способность внимания сохранять на одном и том же уровне в течении длительного периода времени);

• Объем памяти (количество объектов, которые могут одновременно находиться в сфере внимания ребенка).

Многие ученые отмечали, что к типичным проявлениям нарушения внимания у детей относят: неспособность сохранять внимание (ребенок не может выполнить задание до конца, не собран при его выполнении); снижение избирательного внимания (неспособность сосредоточиться на предмете); повышенная отвлекаемость (при выполнении задания дети суетятся, переключаются с одного занятия на другое); снижение внимания в непривычных ситуациях (когда надо действовать самостоятельно).Конечно это проявляется и на формировании и развитии речи ребенка. Для более эффективной работы с деть разработаны игры и упражнения для развития зрительного восприятия и внимания.

Примеры некоторых игр для развития и активизации зрения и коррекции зрительного восприятия у детей.

• Игра «Зашумелые изображения»

- Ребенку посмотреть и назвать картинки изображений, перечеркнутые линиями (прямыми и волнистыми);

-Для развития мелкой моторики рук, можно детям давать изображения предметов с заданием заштриховать их.

• Игра «Найди мою тень»

Цель: развитие внимания, зрительного восприятия.

Для развития ориентировки в пространстве, зрительного восприятия, рекомендуем развивающие игры :

• Игра «Сложи узор»

• Игры «Головоломки»

Предложить ребенку работу с книжками – раскрасками; нанизывать бусы разного размера на нити разной толщины; обводить контурные изображения; выкладывать рисунки из мозаики разного размера; составлять пазлы; разрезные картинки, кубики (составление из частей целого предмета); игры с мячом (следить взглядом за движением мяча).

Воспитатель средней компенсирующей группы детей с нарушением зрения :

Золотарева Т. Н.

Публикации по теме:

Инновационный подход взаимодействия педагогов с родителями детей с нарушением зрения Варочкина Г. Д., МДОУ № 7, г. Дивногорск Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется.

Использование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зренияИспользование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения Игра позволяет включить в процесс познания окружающего все анализаторы. При этом надо заметить, что дети испытывают затруднения при обследовании.

Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3–4 лет с нарушением зрения» Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3 – 4 лет с нарушением зрения» Составила: Дьяконова Елена.

Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зренияОрганизация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зрения Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с ОВЗ (зрение) Одной из приоритетных задач своей педагогической деятельности.

Осеннее развлечение в группе компенсирующей направленности детей с нарушением зренияОсеннее развлечение в группе компенсирующей направленности детей с нарушением зрения Алла Сетковская «Осень, Осень! В гости просим!» По осеннему оформлен музыкальный зал. Раздаются звуки осеннего леса, пение птиц. Под.

Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения»Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения» Развитие осязания и мелкой моторики - помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, класси-фицировать окружающие его предметы,.

Правила пользования очками для детей с нарушением зрения второй младшей группыПравила пользования очками для детей с нарушением зрения второй младшей группы Цель: обучение правилам пользования очками. Задачи: • способствовать получению опыта познания возможностей глаз и знаний о функциональном.

Предметно-коррекционно-развивающая среда в подготовительной группе №21 для детей с нарушением зрения Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни,.

Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения.Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Автор - Серова Ольга Дмитриевна, соавтор - Дьяконова Елена Сергеевна. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения.

Занятие по рисованию «Кружевные шляпы» в старшей группе детей с нарушением зренияЗанятие по рисованию «Кружевные шляпы» в старшей группе детей с нарушением зрения Материал. Фломастеры (для каждого ребенка). Портреты мам, выполненные детьми на предыдущем занятии. Клей ПВА, кисть для клея и подставка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пространственные представления и речь у дошкольников с нарушением зрения
Опубликовано: 8 января 2020 в 12:22
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пространственные представления и речь у дошкольников с нарушением зрения» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Золотарева (УИ 31884) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД