Татьяна Золотарева
Пространственные представления и речь у дошкольников с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Пространственные представления
и речь у дошкольников с нарушением зрения.
Нашу группу посещают дети с амблиопией и косоглазием. Отмечено, что у таких детей страдает развитие психомоторной функции, что проявляется в мышечном напряжении, нарушении координации, пространственной ориентировки, импульсивности, несобранности. У детей с нарушением зрения по сравнению с нормально видящими сверстниками значительно хуже развиты возможности практической микро – и макроориентировки, недостаточно сформировано словесное обозначение пространственных отношений.
Публикация «Пространственные представления и речь у дошкольников с нарушением зрения» размещена в разделах
Нарушение зрения у детей сказывается прежде всего на восприятии окружающего мира. За счет монокулярного видения у детей затрудняется ориентация в пространстве на уровне предметно – практических действий, так ка многие из признаков зрительно ими не воспринимаются. У них отмечается замедленность, фрагментарность, искажение зрительного восприятия изображений на картинках, замена одних предметов другими при экспозиции в непривычном ракурсе. Это объясняется узостью обзора, особенностями монокулярного зрения, недостатками чувственного опыта.
Нарушение зрения значительно снижает их двигательную активность и ориентировку в пространстве, отрицательно влияет на развитие познавательной деятельности и речевого развития, что выражается в ограниченности словаря, трудности обобщения и выделения общих признаков предметов, что затрудняет формирование предметно – практических действий сравнения, классификации и сериации предметов по общим или отдельным признакам, а так же слабой активности процесса поиска слова. Формирование умения строить описательный рассказ замедляется из – за недостаточности зрительно – сенсорного опыта, трудности анализа зрительных признаков в изображении и понимания смысла изображения. Дети используют в речи слова, которые часто не понимают и не соотносят со своим опытом. Поэтому важную роль в формировании словаря у дошкольников с нарушением зрения играет систематическая работа по формированию пространственных представлений.
Формирование пространственных представлений начинается в раннем возрасте и их недостаточность напрямую влияет на уровень речевого и интеллектуального развития ребенка. Вначале у детей формируется представление о пространстве собственного тела и пространстве объектов (взаимоотношение объектов и тела, объектов между собой, умение определять направления в пространстве и расположение предметов по отношению к самому себе и устанавливать пространственное отношение между ними с их словесным обозначением. Они затрудняются обследовать предмет как зрением, так и сохранными анализаторами. У детей затруднен анализ таких признаков пространства, как протяженность, удаленность, глубина, объемность. Сложность в ориентировке пространства приводит к снижению двигательной активности и овладению основными движениями (ходьба, бег, метание, лазанье). Многие проблемы, возникающие у детей в процессе формирования представлений непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания, что выражается в следующих показателях внимания:
• Концентрация внимания (способность работать не отвлекаясь);
• Распределение внимания (способность выполнять два вида деятельности и более);
• Переключение внимания (легкость перехода от одного вида деятельности к другому, умение отвлекаться от первого и сосредотачиваться на другом);
• Устойчивость внимания (способность внимания сохранять на одном и том же уровне в течении длительного периода времени);
• Объем памяти (количество объектов, которые могут одновременно находиться в сфере внимания ребенка).
Многие ученые отмечали, что к типичным проявлениям нарушения внимания у детей относят: неспособность сохранять внимание (ребенок не может выполнить задание до конца, не собран при его выполнении); снижение избирательного внимания (неспособность сосредоточиться на предмете); повышенная отвлекаемость (при выполнении задания дети суетятся, переключаются с одного занятия на другое); снижение внимания в непривычных ситуациях (когда надо действовать самостоятельно).Конечно это проявляется и на формировании и развитии речи ребенка. Для более эффективной работы с деть разработаны игры и упражнения для развития зрительного восприятия и внимания.
Примеры некоторых игр для развития и активизации зрения и коррекции зрительного восприятия у детей.
• Игра «Зашумелые изображения»
- Ребенку посмотреть и назвать картинки изображений, перечеркнутые линиями (прямыми и волнистыми);
-Для развития мелкой моторики рук, можно детям давать изображения предметов с заданием заштриховать их.
• Игра «Найди мою тень»
Цель: развитие внимания, зрительного восприятия.
Для развития ориентировки в пространстве, зрительного восприятия, рекомендуем развивающие игры :
• Игра «Сложи узор»
• Игры «Головоломки»
• Предложить ребенку работу с книжками – раскрасками; нанизывать бусы разного размера на нити разной толщины; обводить контурные изображения; выкладывать рисунки из мозаики разного размера; составлять пазлы; разрезные картинки, кубики (составление из частей целого предмета); игры с мячом (следить взглядом за движением мяча).
Воспитатель средней компенсирующей группы детей с нарушением зрения :
Золотарева Т. Н.