Эля Ковалева
Консультация «Программа «Окружающий мир» для дошкольников новые формы организации деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Ковалева Эльнара Джаваншировна,
Педагог дополнительного образования
МБУДО «ЦВР «Пашинский»
«Программа «Окружающий мир» для дошкольников :
новые формы организации деятельности».
Мир входит в жизнь детей с первых дней. Ребёнок постепенно познаёт то, что окружает его повсюду. И со временем его жизненный опыт обогащается. И конечно же большую роль играют в этом ежедневные впечатления от общения с людьми и окружающей средой в целом. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами помогают понять их отличительные особенности, а также порождают все больше вопросов и желание узнать новое. И такой предмет, как окружающий мир, несомненно, поможет ему в этом.
Публикация «Консультация „Программа „Окружающий мир“ для дошкольников новые формы организации деятельности“» размещена в разделах
Дополнительная общеобразовательная программа «Почемучка» реализуется в школе раннего развития «Пчёлка» МБУДО «Центра внешкольной работы «Пашинский». Программа рассчитана на детей от 3 до 7 лет, срок реализации 4 года.
В своей работе с детьми я использую следующие формы организации деятельности : это и беседы, и непосредственный опыт педагога, самостоятельная деятельность, сюжетно-ролевая игра, наблюдения, рассматривание фотографий, картин, чтение экологических сказок, любимая всеми детьми опытно-эксперементальная деятельность, но более подробно я хотела бы остановиться на познавательных викторинах.
Интеллектуальные игры, познавательные викторины можно рассматривать как своеобразную форму познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания, в которых предполагается посильное участие детей. Данная форма работы учит принимать определенное решение и выбирать из различных вариантов один, а также учит отстаивать свою позицию, даёт возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку, признание собственных успехов придают ценность тому, чем дети овладели в других формах познавательной деятельности.
Уже традицией в конце года стало проведение интеллектуальной викторины «Этот удивительный мир» в Школе раннего развития «Пчёлка» среди подготовительных групп (возраст детей 6-7 лет). В викторине участвуют не только команды детей, но и сборная команда родителей, что вне всякого сомнения, способствует сплочению коллектива, взаимодействию педагогов и родителей.
Цель данного мероприятия: обобщение знаний детей о живой и неживой природе. Данная форма деятельности способствует развитию умения работать в группе, способствует воспитанию доброжелательных отношений между командами, а мотив «общественной пользы», как один из мотивационных компонентов познавательной деятельности, может обеспечить достижение наилучшего результата.
Игра «Этот удивительный мир» проводится в несколько раундов. Участникам команд задаются вопросы о живой и неживой природе в различных формах.
Первый раунд называется «Один за всех, все – за одного». Каждому участнику предлагается вытянуть себе вопрос из бочонка (например, как проводит зиму белка? Зачем слону хобот? Почему у зайца тонкая шкура? Зачем кенгуру сумка) и в течение одной минуты участники формулируют развернутый ответ, по истечении времени озвучивают вопрос и свой вариант ответа.
Второй раунд «Загадки от зверяток». Предполагает театрализацию. Ведущий или ассистенты выходят в костюмах животных и с каждой командой одно из животных делится некоторыми подробностями из своей жизни. А ребятам, необходимо найти несоответствие и дать правильный ответ. (Например, «Здравствуйте, я лисичка-сестричка. Уж я так хитра, так хитра! Всех зайцев обгоняю, их ловлю, ими только и питаюсь», дети озвучивают несоответствие).
Третий раунд. Данный раунд называется «От младших старшим» и требует большой предварительной подготовки не столько от педагога, сколько от воспитанников другой возрастной группы. Дети старших групп заранее готовят интересные вопросы для участников. Далее записываем видео, где ребята приветствуют игроков, представляются и озвучивают вопрос и ответ для конкретной команды. Обычно на это уходит много времени, так как при виде камеры многие дети теряются, стесняются, но после одного, второго десятка дублей входят дети начинают раскрепощаться, уходит зажатость. А непосредственно на самой игре включаем видео-вопрос, а после варианта ответа, представляется вниманию участников видео-ответ. Ребятам очень нравится такой вид заданий. Создаётся эффект «выхода в прямой эфир».
Четвёртый раунд «Дальше, дальше, дальше…». Командам по очереди в течение 1 минуты задаю вопросы. Если не знают ответа, говорят «дальше» и я сразу перехожу к следующему вопросу. Данный раунд требует от игроков хорошего внимания и быстроты мышления. Чья команда в течение одной минуты ответит на большее количество вопросов, та и побеждает в данном раунде.
Пятый раунд «Пазл». Каждой команде выдают конверт с деталями изображения. По сигналу команды открывают конверт и в течение двух минут собирают пазл. В этом году у каждой команды были изображения представителей семейства кошачьих. После того, как пазл был сложен, представители каждой команды озвучили название животного и его характерную особенность.
Шестой раунд «Устами младенца», как и третий тоже предполагает большую предварительную работу: репетиции, видеосъёмка и т. п. Самые наши младшие воспитанники, которым всего три года рассказывают, например, о каком-либо предмете или явлении природы. Слово, о котором идет речь, заменяется на «ой» и игрокам нужно догадаться что же это за слово.
Каждый год раунды совершенствуются, появляются новые, более интересные, варианты подачи вопросов. Задания подбираются с учетом материала, который даёт педагог в течение учебного года, а данная игра служит хорошим закреплением полученных знаний.
Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности, а также основой подготовки дошкольников к школьному обучению.