Татьяна Русяйкина
Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы организации занятий по математическому развитию»
▼ Скачать + Заказать документы
При организации занятий по формированию элементарных математических представлений очень важно педагогически оправданное сочетание сюжетной, игровой и учебно-познавательной линия. Сказочные герои помогают удерживать и направить внимание детей на решение познавательных задач. Игры используется для повышения умственной активности. Выполняя учебно-игровые задания, дети усваивают математические представления, упражняются в применении полученных знаний и способов деятельности.
Публикация «Консультация для воспитателей „Нетрадиционные формы организации занятий по математическому развитию“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
К сказочно-игровой мотивации следует обращаться в начале занятия при постановке учебно-познавательных задач, в процессе занятия – по мере необходимости для активизации дошкольников; в конце занятия сюжет-ная линия должна лаконично завершится.
Наряду с традиционными занятиями, где происходит знакомство с новым материалом и способами обследовательской, счетной, измерительной, вычислительной, поисковой деятельности, используются занятия-игры, занятия-беседы, занятия-путешествия проблемно-поисковые ситуации.
Особая роль в познавательном развитии дошкольника отводится дидактическим играм. С их помощью уточняются и закрепляются представления детей о числах, геометрических фигурах, временные и пространственные отношения. Игры способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Они могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания. Использование наглядного мате-риала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать ее привлекательной для детей.
Первоначальное знакомство с новой игрой происходит в соответствии с законами дидактики: объясняются правила, раскрывается игровая задача, определяются роли, обсуждается игровой результат. Когда правила усвоены детьми, предлагается игра парами. При этом возникает больше возможностей для взаимообучения, которое становится естественным и непринужденным. Ребенок может принять роль ведущего, или «наставника». Тогда он объясняет условие, вводит новое правило, контролирует его выполнение, оценивает правильный ответ. В соответствии с договоренностью дети меняются ролями. Тот, кто был «наставником», становится игроком. Теперь он стремится быстро и верно выполнить задание: сосчитать, соотнести, отыскать ошибку.
В течение игры активны оба участника. Ведущий придумывает оригинальное задание и стремится сформулировать его так, чтобы оно было понятно партнеру. Другой играющий должен внимательно вслушиваться и понять условие, потому что придется самому находить ответ: его негде «подсмотреть», его никто не подскажет. И та, и другая роль полезны для дошкольников.
В игре парами так называемая «учебные плотность» становится высокой. Каждый ребенок «работает», ему необходимо достойно выполнить свою роль, чтобы получить одобрение партнера. Известно, что дошкольники – более строгие ценители достижений и критике недостатков своих товарищей, чем взрослые.
Занятие-игра, как правило, построена на знакомых детям и новых играх, которые вводятся с помощью сказочной-игрового сюжета и становятся своеобразной демонстрацией, достигнутого уровня математических знаний и представлений. При этом создается непринужденная обстановка: дети располагаются за общим столом, на ковре, на диване и т д.
Такое занятие проходит более эмоционально, чем, например, традиционное. Педагог положительно оценивает адекватные способы выражения радости и сопереживания.
Занятия-беседа предполагает организацию познавательного общения воспитателя с детьми и детей между собой. Педагог руководящий речевой активностью дошкольников: с помощью вопросов, наглядного материала направляет и конкретизирует содержание беседы.
В процессе такого занятия дети учатся диалогу. Познавательное общение предполагает обмен информацией, наблюдениями, впечатлениями, высказывание своего отношения к обсуждаемому. Все это требует, с одной стороны, умения говорить на заданную тему не отвлекаясь, строить свое высказывание понятно для окружающих; с другой стороны – умения выслушать собеседника, не перебивать его даже тогда, когда он говорит об известных ребенку вещах и, только выслушав, дополнить или продолжить рассказ.
Особо волевого усилия требует от детей участие в полемике, когда высказываются различные точки зрения и собеседники не согласны с доводами друг друга. Занятия-беседа помогает приобрести умение отстаивать свою точку зрения, аргументировать высказывание, формулирует культуру общения.
Занятие-путешествие задается сюжетом и строится на последовательном «передвижении» детей от одного пункта назначения к другому, где раскрывается дальнейший маршрут, а в конечной точке ждет сюрприз. Наглядный материал, который широко используется в «путешествиях», направляет внимание ребенка. Такая форма занятия требует от детей организованности, а от педагога – умения поддерживать интерес воспитанников, создавать условия для проявления активности.
В обучения математике важное место отводится поисковой деятельности, проблемно-практическим ситуациям. Необходимо создать специальную обстановку, чтобы ребенок мог посредством практических действий изучать свойства предметов, экспериментировать, подтверждать свои предположения.
Выполнении некоторых заданий или решение проблемных ситуаций требует коллективного обсуждения, поэтому детей целесообразно объединять в подгруппы. Совместное выполнение заданий позволяет дошкольникам конкретизировать свои знания и использовать умения, контролировать способы выполнения и анализировать результаты не только своей деятельности, но и деятельности партнеров, осуществляя тем самым взаимо-обучение и взаимоконтроль.
Вместе с тем, в какой бы форме не проходило занятие, основное усилие педагогов должно быть направлены на то, чтобы ребенок научился преодолевать трудности, не боялся ошибок, стремился рассуждать и находить самостоятельный путь решения познавательных задач.
Возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку, умение работать в одной команде, выполняющей общее дело, признание, собственных успехов придают значимость тому, чем дети овладели на занятиях, с чем познакомились в математических играх и беседах.
Воспитатель продумывает размещение детей в процессе занятия. Расстановка столов будет зависеть от содержания и характера работы. Дети могут выполнять задание в парах, работать коллективно или в подгруппах, обращаться к материалам, расположенном на общем столе, беседовать, сидя на диване, играть на ковре или в кругу и т. д. Столы могут быть расставлены полукругом, буквой П, вытянуты в линию, объединены для работы в малых группах или в один общий стол. Воспитатель также зара-нее подготавливает свободное место в групповой комнате для проведения игр с перемещением детей.