Ирина Сороковикова
Консультация «Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников. [/h4]
С введением федеральных государственных стандартов дошкольного образования меняется подход к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми. Происходит отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Занятие понимается как увлекательное дело с детьми, в процессе которого педагог программные задачи. Переосмысливается роль педагога, становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации. Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.
Публикация «Консультация „Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников“» размещена в разделах
Основной формой обучения в детском саду является непосредственно организованная образовательная деятельность. Образовательная деятельность организуется и проводится педагогом в соответствии с программой по которой работает детский сад. Наш детский сад работает над программой под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой и М. А. Васильевой «От рождения до школы». В соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями» планируется работа с детьми. Непосредственно образовательная деятельность может быть нескольких форм : фронтальная форма, индивидуальная форма, групповая.
1. Индивидуальная -позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства, однако требует от ребёнка больших нервных затрат; создаёт эмоциональный неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми. Работа с литературой; упражнения; экспериментальная деятельность – опыты, наблюдения; работа на компьютере.
2. Групповая (индивидуально-коллективная)- при этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе группами во время непосредственно образовательной деятельности
Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровню развития.
3. Фронтальная. Общегрупповая. (работа со всей группой, чёткое расписание, единое содержание). Достоинствами формы являются чёткая организационная структура, простое управление, взаимодействия детей, недостатком трудности в индивидуализации обучения.
Непосредственно образовательная деятельность усвоения знаний; овладения умениями и навыками; обобщения и систематизации знаний; проверки и самопроверки знаний.
В непосредственно образовательной деятельности, в процессе осуществления необходимо использовать:
проблемные ситуации, исследовательские ситуации (обучение исследовательской деятельности, интегративные задания (объединение знаний, умений вокруг и ради решения вопроса, познания объекта или явления);
методы и приемы, формы работы с детьми, способствующие развитию у детей инициативы, самостоятельности, произвольности, ответственности и т. д. (в зависимости от возраста детей, в том числе общеучебных умений);
сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы, в соответствии с возрастом детей;
систему взаимосвязанных вопросов, заданий, способствующих подведению детей к ответу на вопрос, решению проблемной ситуации; обеспечивать осмысленное усвоение детьми информации (необходимо продумать содержание беседы, практической деятельности для осознанного восприятия детьми информации);
грамотно обобщать ответы детей, направлять их внимание на понимание сути содержания образовательной деятельности;
осуществлять рефлексивно-корригирующую деятельность, обеспечивающую формирование элементарных навыков самоконтроля.
Метод –это способ достижения цели, т. е. совокупность приёмов и операций, используемых для достижения цели (способ прикоснуться к ребёнку). Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач.
Классификация методов является общепринятой в методике по используемым средствам : наглядность, слово или практическое действие. Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические.
НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД
Наглядные методы и приемы — использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.
Наблюдение — это целенаправленное, восприятие предметов ребенком и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах основных, существенных признаков явления, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.
Метод демонстрации включает различные приемы:
- Один из самых распространенных приемов обучения является — показ предметов : дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др. ;
- Показ образца — один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, поделка, аппликация;
-На занятиях по развитию движений используется показ способа действий, музыкальных, изодеятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным;
- Иллюстрации, демонстрация картин помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.
Демонстрация диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, спектаклей в образовательной работе помогает решению двух больших задач:
1) расширение представлений детей и развитие их речи;
2) воспитание культурного зрителя, способного к глубокому восприятию.
Умение воспринимать и понимать изображенное на экране формируется под воздействием взрослого. При этом имеет значение и высокая эмоциональность детей — их увлекают яркость и динамичность явлений, внешняя сторона действий и поступков героев. В связи с этим возникает необходимость научить детей глубоко воспринимать содержание.
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
К группе практических методов обучения в детском саду относятся:
- упражнения;
- игровой метод;
- элементарные опыты;
- моделирование.
Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно-действенных и наглядно-образных формах мышления во взаимодействии со словесно-логическим мышлением.
Упражнение — это многократное повторение ребенком умственных и практических действий заданного содержания. Основные виды упражнений:
- подражательного характера;
- конструктивного характера;
- творческого характера;
- игровые.
Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.
Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения.
Моделирование — процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.
СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Живое общение взрослого и детей, которое характерно для речевых методов, оказывает большое воспитательное воздействие — оно возбуждает чувства, вызывает определенное отношение к содержанию формируемых знаний. Основные словесные методы, используемые в дошкольном обучении.
Рассказы воспитателя
Основная задача этого метода — создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
Рассказы детей
Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.
Чтение художественных произведений детям
Чтение позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем, формировать способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы, воссозданию словесного образа, формировать понимание основных связей в произведении, характера героя, его действий и поступков.
Беседы
Беседы применяются для уточнения, коррекции представлений, их обобщения и систематизации. По дидактическим задачам беседы делятся на предварительные и обобщающие. Первые проводятся тогда, когда воспитатель знакомит детей с новыми для них навыками. Итоговая, или обобщающая, беседа проводится с целью систематизации представлений, их дальнейшего углубления и осознания.
Методы повышения познавательной активности
- Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей)
- Сравнение
- Метод моделирования и конструирования
- Метод вопросов
- Метод повторения
- Решение логических задач
- Экспериментирование и опыты
Методы повышения эмоциональной активности
- Игровые и воображаемые ситуации
- Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.
- Игры-драматизации
- Сюрпризные моменты
- Элементы творчества и новизны
- Юмор и шутка (учебные комиксы)
Методы обучения и развития творчества
- Эмоциональная насыщенность окружения
- Мотивирование детской деятельности
- Исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование)
- Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении - прошлое, настоящее и будущее)
- Игровые приемы
- Юмор и шутка
-Экспериментирование
-Проблемные ситуации и задачи
-Неясные знания (догадки)
-Предположения (гипотезы)
Средства обучения и воспитания
Средства обучения являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОО. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, на все другие его компоненты, оказывает большое влияние - средства обучения;
цели, содержание, формы, методы.
Средства обучения — это созданные человеком обьекты, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
- естественные и искусственные;
- демонстрационные и раздаточные;
- визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
- реальные и виртуальные;
- двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.);
-коммуникативной (дидактический материал);
- игровой (игры, игрушки);
- чтения художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
- познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.);
продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);
- музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.).
- трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда);