ника мечтать
Новые формы организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников с ОВЗ по зрению
▼ Скачать + Заказать документы
Новые формы организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников с ОВЗ по зрению
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Китайская пословица
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования. Среди прочих инноваций в образовательный процесс активно внедряются различные формы исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
Публикация «Новые формы организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников с ОВЗ по зрению» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Эффективное развитие дошкольника происходит благодаря познавательной активности. С явлениями окружающего мира ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, анализа явлений, установления зависимостей между ними. Дети с нарушением зрения могут создать объективные картины об окружающем мире только с помощью взрослого. Патология органов зрения искажает восприятие объекта, затрудняет создание целостного образа, изменяет его качественную характеристику. Образы и представления об окружающем мире становятся фрагментарными, не четкими. Поэтому на протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, познавательной активности, эвристического мышления, интереса к поисковой и экспериментальной деятельности. От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребенка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его интеллектуальное развитие.
Продолжительный опыт работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья по зрению, помог нам выявить следующую проблему: те воспитанники, которым на протяжении дошкольного детства не создаются условия для удовлетворения любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, имеют скудные представления об окружающем мире и с большим опозданием овладевают основополагающими культурными формами упорядочения опыта : причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. В своей работе мы учли тот факт, что лучшими проводниками для дошкольников в меняющемся окружающем мире, бесспорно, являются их родители. А лучшей формой передачи знаний – непосредственное общение родителей с детьми, как в процессе подготовки исследования, так и во время проведения опытов в группе. Нам было важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты под тактичным руководством взрослого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Нами был разработан среднесрочный проект «Просто я работаю волшебником». Участниками его стали дети средней группы, педагоги и родители. Актуальность данного проекта, на наш взгляд, нашла отражение в высказывании К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».
Целью проекта являлось внедрение инновационного подхода к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в форме «родительского часа». Родители приходили в группу по заранее составленному графику, но, тем не менее, в удобное для них время, и проводили опыты по плану для всего детского коллектива. Задачи-шаги, ведущие к цели, были простыми в формулировке, но достаточно сложными в реализации. Например, задача «обучить детей познавательным действиям» на практике разделилась на две: «обучить детей и родителей познавательным действиям». Выяснилось также, что некоторые родители не могут самостоятельно составить интересный и доступный для детского понимания сценарий проведения опыта, не задумываются о соблюдении техники безопасности, не владеют умением мотивировать детей, четко идти к достижению цели, делать элементарные выводы. Поэтому предварительной работой стало изучение специальной литературы, групповое и индивидуальное консультирование родителей, показ видео мастер – классов по проведению опытов. Таким образом, и дети, и родители, и педагоги совместно создавали условия для пробуждения интереса к решению поставленных задач и возникновения эвристических эмоций, таких, как удивление и радость от сделанных открытий.
В ходе проекта дети в дружеском теплом общении с родителями (а к нам приходили и мамы и папы, и целые семьи) успешно прошли квест в царстве Кощея, в канву которого были умело вплетены опыты с магнитом; разгадали тайну озера Единорога и читали над огнем таинственные проявляющиеся письмена; помогли Золушке разделить соль и перец с помощью намагниченных предметов; самостоятельно моделировали извержение вулкана посредством применения соды и уксуса и многое-многое другое.
Ожидаемые результаты проекта стали реальными: у детей сформировались предпосылки поисковой деятельности, познавательного интереса; они научились определять возможные способы решения проблемы опытно-экспериментальным путем с помощью взрослого; наметился рост уровня любознательности, наблюдательности, интеллектуальных эмоций. Воспитанники запомнили ход многих опытов, могут связно, логично и последовательно о них рассказать, сделать элементарные научные выводы. Значительно поднялся родительский авторитет в семьях, родители открыли в себе творческие и педагогические способности.
Для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей в группе была изготовлена видео картотека «Волшебные опыты мам и пап», а уголок экспериментирования пополнен новыми материалами, украшен рисунками и коллажем «Времена года», изготовленными детьми и родителями в ходе проекта.
Таким образом, инновационный подход к организации исследовательской деятельности дошкольников был успешным и открыл нам путь к достижению отличных результатов в работе по данному направлению.