Тушкова Ольга Владимировна
Экспериментирование как средство развития наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
Приведены результаты опытно-экспериментальной работы по развитию наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста в процессе использования игр-экспериментирования. Подтверждаются условия гипотезы о том, что игра-экспериментирование будет являться эффективным средством развития наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста, если: будет организована развивающая предметно-пространственная среда, включающая в себя центр экспериментирования; педагог вносит в различные виды детской деятельности элементы новизны, направленные на изучение разнообразных свойств и качеств предметов.
Публикация «Экспериментирование как средство развития наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Ключевые слова
Экспериментирование, игры, наглядно-образное мышление, дети среднего дошкольного возраста.
Tushkova O.V.
4th year student of N.F. Katanov KSU,
Abakan, Russia
EXPERIMENTATION AS A MEANS OF DEVELOPING VISUAL AND IMAGINATIVE THINKING OF CHILDREN OF MIDDLE PRESCHOOL AGE
Annotation
The results of experimental work on the development of visual and imaginative thinking of children of middle preschool age in the process of using experimental games are presented. The conditions of the hypothesis that the experimentation game will be an effective means of developing visual and imaginative thinking of children of middle preschool age are confirmed if : a developing subject-spatial environment, including an experimentation center, is organized; the teacher introduces novelty elements into various types of children’s activities aimed at studying various properties and qualities of objects.
Keywords
Experimentation, games, visual and imaginative thinking, children of middle preschool age.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта ДОО, особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста. Согласно ФГОС ДОО, важной задачей в системе образования в РФ является развитие у детей мышления.
В исследованиях известных ученых (С. Л. Рубинштейн, В. П. Зинченко, Б. Г. Ананьев, Л. Л. Гурова, А. А. Люблинская, А. В. Запорожец, И. С. Якиманская и др.) показана важная роль наглядно-образного мышления в умственном развитии дошкольников. Данный вид мышления подразумевает способность решения задач, включающий наблюдения за ситуацией и оперирование образами, состоящих из предметов без практических действий с ними [1].
Исследование наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста имеет теоретическое и практическое значения относительно закономерностей его индивидуального развития. Умение создавать образы и пользоваться ими – это свойства интеллекта человека. Наглядно-образное мышление обеспечивает возможность продуцировать образы на основе наглядного материала, модифицировать их в разных условиях, свободно изменять и создавать новые образы.
Разработка эффективных средств и методик, стимулирующих ребенка к исследовательскому поиску представляется одной из главных задач современного дошкольного образования. Особую актуальность представляет решение вопросов специфики детского экспериментирования, его влияние на развитие познавательной сферы дошкольников. В нашей работе акцент будет сделан именно на играх-экспериментирования.
Роль игры-экспериментирования в развитии детей среднего дошкольного возраста рассматривалась в работах многих ученых. В частности, Н. Н. Поддьяков исследовал специфику и виды детского экспериментирования; О. В. Дыбиной, Л. Н. Прохоровой, И. Э. Куликовская и Н. Н. Совгир, рассмотрели возможности детского сада в организации экспериментальной деятельности.
Однако, как показывает анализ теоретической литературы, методический аспект этого вопроса недостаточно разработан. Вышесказанное подчеркивает актуальность выбранной темы исследования «Игра - экспериментирование как средство развития наглядно-образного мышления в среднем дошкольном возрасте».
Опытно-экспериментальное исследование использования игр-экспериментирования в процессе развития наглядно-образного мышления у детей среднего дошкольного возраста проводилось на базе МБДОУ «Матрёшка», г. Абакана, Республики Хакасия, с воспитанниками среднего дошкольного возраста группа «Капитошка», в количестве 20 человек.
Последовательность проведения опытно-экспериментальной работы осуществлялась по следующим этапам: констатирующий, формирующий и контрольный.
Для изучения уровня развития наглядно-образного мышления у детей среднего дошкольного возраста, были использованы методики: методика «Четвертый лишний» (Н. Белопольская); методика «Нелепицы» (С. Забрамная).
По результатам проведенных методик, на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы, был сделан вывод, что у большинства исследованных детей среднего дошкольного возраста, уровень развития наглядно-образного мышления, находится на низком и среднем уровне. Следовательно, возникает необходимость организации работы, направленной на развитие наглядно-образного мышления у детей среднего дошкольного возраста.
Целью формирующего этапа опытно-экспериментальной работы было развитие наглядно-образного мышления у детей среднего дошкольного возраста в процессе использования игр-экспериментирования. Система работы по организации занятий с использованием игр-экспериментирования была построена на основе содержания основной общеобразовательной программы ДОУ.
Дети с большой радостью и увлечением включались в экспериментальную деятельность. Они с восторгом наблюдали за процессом: переливали воду, пересыпали песок, сравнивали особенности песка и глины. Чтобы экспериментальная деятельность не превратилась в забаву, мы подводили детей к выдвижению предположений, к формулированию выводов (как решали задачу и что получилось).
В ходе формирующего этапа опытно-экспериментальной работы был сделан вывод, что при целенаправленном систематическом использовании игр-экспериментов, дети среднего дошкольного возраста учились моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных вопросах, наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. Значимость игр-экспериментирования заключалась в том, что наглядно обнаруживались скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности. Дети осознанно и творчески относились к выполняемой деятельности, интенсивно усваивали различные способы достижения результата с опорой на имеющийся опыт и применяли их в разных видах деятельности.
Методика контрольного этапа исследования выстраивалась по аналогии с методикой констатирующего этапа. В результате проведенного диагностического исследования на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы, были получены следующие результаты. Высокий уровень развития наглядно-образного мышления был выявлен у 12 детей (60%, 8 детей (40%) показали средний уровень развития наглядно-образного мышления, низкий уровень развития наглядно-образного мышления выявлен не был.
Таким образом, по результатам исследования был сделан вывод о том, что уровень развития наглядно-образного мышления у детей среднего дошкольного возраста повысился.
Следовательно, наша гипотеза нашла свое подтверждение.
Список использованной литературы:
1. Вопросы мышления детей : Сборник статей / Отв. ред. А. А. Люблинская. – М. : Прогресс, 2012. - 247 с.
2. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. - М. : Просвещение, 2005. - 35 с.
3. Куликовская И. Э. Детское экспериментирование. Младший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. - М. : Педагогическое общество России, 2003.- 79с.
4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации / Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М. :АРКТИ, 2003. – 64 с.
5. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб. : «Детство-Пресс», 2014. – 208 с.