Юлия Пивоварова
Преемственность в работе логопеда и учителя по развитию сенсорного восприятия у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Юлия Пивоварова
Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.
Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.
Публикация «Преемственность в работе логопеда и учителя по развитию сенсорного восприятия у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
В дошкольном возрасте с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. В детском саду логопед развивает сенсорное восприятие детей с ОВЗ в процессе образовательной деятельности.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка и формирует полноценное восприятие, необходимо для успешного обучения.
Недостаточное сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ приводит к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения в детском саду, а в дальнейшем и в школе. Поэтому логопед развивает сенсорные ощущения в процессе совместных игр и упражнений на развитие моторной активности, координации движений, взаимодействия руки и глаза. Проводится массаж лица и рук, игры с предметами и игрушками, пальчиковые игры, двигательные физические упражнения, речевые подвижные игры, упражнения на развитие пространственных представлений (в т. ч. ориентация на листе бумаги).
Так одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Нарушение умственных процессов у ребенка в большинстве случаев сочетается с недостаточным развитием двигательной сферы, что отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности в целом. Двигательная функция обеспечивает психофизиологические основы любого действия: видения, слушания, говорения, письма, чтения. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Развитием крупной и мелкой моторики логопед занимается исключительно в том объеме, который нужен для обеспечения наиболее полного познания ребенком предметов, объектов, явлений окружающего мира.
У детей с ОВЗ наблюдается замедленное развитие двигательной сферы. Движения зачастую неловки, плохо координированы, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны. Они не умеют быстро и точно начать движение, поменять темп и ритм движений, испытывают затруднения при выполнении противоположных движений. При этом целенаправленное воздействие физических упражнений на психические процессы позволяет стимулировать их созревание и повысить уровень развития, что обеспечит более успешное овладение детьми школьной программой.
В школе учитель продолжает осуществлять работу логопеда в процессе урочной и внеурочной деятельности по решению задач сенсорного развития. На уроках по окружающему миру, физической культуры, физкультминутках, рисовании, лепке, аппликации, письма и т. д. решаются следующие задачи:
• релаксация, снятие эмоционального и мышечного напряжения;
• стимулирование сенсорной чувствительности и двигательной активности, развитие и коррекция базовых чувств: зрение, слуха, обоняния и осязания;
• повышение психической активности за счет стимулирования положительных эмоций;
• фиксирование внимания и управления им, поддержание интереса к познавательной деятельности;
• развитие воображения творческих способностей;
• коррекция психоэмоциональных состояний;
• компенсация сенсорных впечатлений;
• преодоление нарушений в эмоционально-волевой сфере;
• коррекция нарушений высших корковых функций;
• коррекция двигательных нарушений;
• возбуждение интереса к исследовательской деятельности;
• развитие крупной и мелкой моторики;
• формирование пространственных представлений;
• расширение кругозора.
Таким образом, школа продолжает формировать базовые ощущения, развивать познавательные процессы и восприятие. Тесная взаимосвязь в работе логопедов дошкольных учреждений и школ будет способствовать в решении проблемы подготовки к интегрированному обучению детей с речевыми нарушениями.
Литература:
1. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М., АСТ, 2002.
2. Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. – М. : Айрис Пресс, 2007.
3. Ануфриев А. Ф, Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М. : Ось-89, 2003.
4. Ястребова А. В., Спирова Л. Ф., Бессонова Т. П. Учителю о детях с недостатками речи. – М. : АРКТИ, 1997.