Татьяна Балахонова
Статья «Работа с детьми раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС: вопросы здоровьесбережения»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 58
Колпинского района Санкт - Петербурга
Статья по теме : «Работа с детьми раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС : вопросы здоровьесбережения».
Составила: Балахонова Татьяна Юрьевна
Работа с детьми раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС : вопросы здоровьесбережения.
Публикация «Статья „Работа с детьми раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС: вопросы здоровьесбережения“» размещена в разделах
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников. Это задача, которая требует постоянного поиска новых форм и методов работы.
Ранний возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. В этом возрасте ребенок быстро обучается и усваивает.
Основными задачами инновационной деятельности воспитателя по здоровьесбережению детей являются :
Обеспечить условиями для физического и психологического благополучия детей раннего возраста;
Создать здоровьесберегающее образовательное пространство в группе и семье;
Реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с детьми раннего возраста для своевременного развития двигательных навыков, физических способностей и здоровьесберегающих компетенций детей.
Понятие «здоровьесберегающие технологии»
Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Реализуемая мною инновационная деятельность позволяет лучше понять свои «инновационные» и креативные возможности, повысить свою мотивацию и профессиональную компетентность.
Формы и методы здоровьесберегающей деятельности, используемые в образовательном процессе
Используемые в образовательном процессе инновации должны соответствовать насущным потребностям и возможностям ДОО, удовлетворять всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов, способствовать достижению качественных, устойчивых и высоких показателей развития детей по ведущим направлениям (образовательным областям) : социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому.
В работе по здоровьесбережению детей используются следующие технологии:
Медико-профилактическая технологии.
Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.
Физкультурно-оздоровительная технология.
Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
Обеспечиваются оптимальные условия для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и психического здоровья.
Применение в своей работе здоровьесберегающих педагогических технологий повысило результативность воспитательно-образовательного процесса. Продуманы и реализуются разнообразные формы и методы оздоровления воспитанников, осуществляется оздоровительно - профилактическая работа :
дыхательная гимнастика;
пальчиковая гимнастика;
полоскания горла, умывание и обливание рук до локтя прохладной водой;
босохождение;
точечный массаж;
самомассаж;
подвижные игры;
бодрящая гимнастика (физические упражнения после сна);
максимальное пребывание детей на свежем воздухе и др.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии формируют у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Работа по здоровьесбережению осуществляется в трё х направлениях:
1. Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни : оздоровительная гимнастика, игры – релаксации, физкультминутки во время занятий, специально организованные занятия оздоровительной физкультуры, массовые оздоровительные мероприятия, упражнения для глаз, самомассаж и т. д.
2. Работа с семьей : пропаганда здорового образа жизни, консультации, индивидуальные беседы, выступления на родительских собраниях, распространение буклетов, выставки, проведение совместных мероприятий.
3. Создание условий и развивающей среды: изготовление нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия и нарушения осанки, подбор картотек, разработка отдельных оздоровительных комплексов.
Особое значение придаётся дыхательной гимнастике, которая проводится в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Дыхательные упражнения улучшают работу головного мозга, а также всех органов и систем, укрепляют общее состояние здоровья. Это профилактика болезней органов дыхания и простудных заболеваний.
Бодрящая гимнастика является еще одним элементом, относящимся к комплексу мер, направленных на сохранение и стимулирование здоровья, являются упражнения, которые выполняются после дневного сна. Они могут различаться в зависимости от условий ДОУ. В комплекс бодрящей гимнастики могут быть включены упражнения для профилактики нарушений осанки, предупреждения плоскостопия, элементы пальчиковых и дыхательных упражнений и другие виды.
Педагогические условия по решению здоровьесберегающих задач
В связи с накопленным опытом работы с детьми раннего возраста уделяется большое внимание содержанию образовательной, здоровьесберегающей предметно – развивающей среды в группе в соответствии с реализуемой рабочей программой и оздоровительными технологиями.
В группе созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются:
организация разных видов деятельности детей в игровой форме;
оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.
Предметно-пространственная развивающая среда в группе построена в соответствии с требованиями ФГОС ДО : содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна, эстетически привлекательна, обеспечивающая безопасность и психологическую комфортность пребывания детей в группе. Созданная предметно-пространственная развивающая среда группы отражает возрастные особенности детей. Способствует решению развивающих задач, отвечает принципам активности, самостоятельности, творчества, а также учитывает гендерные особенности группы, отражает содержание областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Работа по здоровьесбережению невозможна без сотрудничества с родителями воспитанников. В совместной работе широко использую консультации, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование. Родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка в вопросе здоровьесбережения.
Таким образом, проводимая нами работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в группе.
Литература:
Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. -
Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ : Методическое пособие – М. ; Сфера, 2008.
Доскин В. А., Голубева Л. Г. Растем здоровыми. – М. : Просвещение, 2004.- 112 с. М. : ТЦ Сфера, 2005.