Ирина Лазарева
Организация изобразительной деятельности детей в соответствии с требованиями ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
1. Художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно
способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.
Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.
2. Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического развития - создание
Публикация «Организация изобразительной деятельности детей в соответствии с требованиями ФГОС до» размещена в разделах
образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.
Система работы по художественно-эстетическому развитию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
обновление содержания образования (программа «Детство» и технологии);
создание условий для художественно-эстетического развития (кадровое обеспечение, учебно- методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды);
организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);
координация работы с другими учреждениями и организациями.
3. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей в рисовании, аппликации и лепке.
См. пункт 2.6. ФГОС ДО.
4. Основные цели и задачи:
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности,эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.
Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой
деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.
5. Целью уголка изобразительной деятельности является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.
Организация предметно-развивающей среды по развитию изобразительной деятельности в соответствии с федеральным образовательным стандартом дошкольного образования отвечает следующим требованиям :
Насыщенность
Развивающая среда по организации изобразительной деятельности имеет разнообразие материалов, оборудования и инвентаря. Она обеспечивает творческую активность всех воспитанников, их эмоциональное благополучие, эстетическое развитие и возможность самовыражения.
Безоnасность
Оборудование должно соответствовать возрастным особенностям детей (учет требований антропометрии, психо -физиология восприятия цвета, формы, величины). Необходимо обеспечить хранение острых и режущих предметов (карандаши, ножницы) в специально отведенных чехлах, коробках, шкафах. В организации уголка изобразительной деятельности, высота столов и стульев должна соответствовать росту детей и они должны быть размещены так, чтобы при работе за ними было левостороннее освещение или, в крайнем случае, свет падал спереди. Рабочие поверхности столов ДОЛЖНЫ иметь матовое покрытие светлого тона. Материалы, используемые для облицовки столов и стульев, должны обладать низкой теплопроводностью, быть стойкими к воздействию теплой воды. Размер настенной доски составляет 0,75-1,5 метра, высота нижнего края настенной
доски над полом 0,7-0,8 метра.
Трансформируемость пространства
Предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации. Все элементы комплекса по изобразительной деятельности могут преобразовываться самыми разными способами. Группа по желанию детей может быть преобразована в «выставочный зал», «галерею», «мастерскую» и т. д.
Полифункциональность материалов
Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Например, коробка переоборудована в выставочный стенд для экспозиции творческих работ.
Вариативность среды
Наличие различных пространств для реализации изобразительной деятельности. Периодическая сменяемость, обновление предметно-развивающей среды, ее эстетическое и интеллектуальное насыщение с учетом специфики восприятия ребенком, позволяет решать задачи развития творческой активности детей.
Доступность среды
Среда должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были либо в поле зрения ребенка, либо доступны, чтобы он мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому. Вместе с тем очень важно приучать детей все материалы убирать на место. Расходные материалы должны быть эстетичными, целыми, чистыми. Выставочные места должны быть доступны для обзора детям.
6. Педагогические требования к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности.
- единый стиль в оформлении его привлекательность для детей;
- наличие соответствующих декоративных моментов;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка и взрослого;
- учет возрастных и половых особенностей детей, как в содержательном характере материалов, так и организации пространства.
- количественный состав предметов и материалов (наличие и число соответствующих предметов сопоставляется с нормативом);
- наличие разнообразных художественных материалов, их сменяемость, дополнение, качество, внешний вид;
- педагогическая целесообразность (соответствие назначению и задачам эстетического воспитания);
- доступность материала для детей, удобное расположение.
Средний дошкольный возраст
В среднем дошкольном возрасте предметно - пространственная среда организуется по принципу полузамкнутых микропространств, для того, чтобы избежать скученности детей (небольшие подгруппы 2-4 ребенка). Рисунки, пластические работы детей четырех лет специалисты уже относят к первой стадии изобразительного этапа. Их отличает примитивная выразительность, которая связана как с особенностями восприятия, так и с умелостью ребенка. Представления детей о предмете во многом отличаются от самого предмета и отражают не все его качества, а лишь отдельные стороны, иногда те, которые произвели на ребенка наибольшее впечатление. И эти представления постоянно меняются, преобразуются и обобщаются. Поэтому дети воспроизводят в рисунке не то, что они видели, а то, что они себе представляли, воображали и
для этого они могут использовать разнообразные изобразительные материалы.
При этом для ребенка не имеет значения качество раскраски созданного им изображения. Вместе с тем, детей надо учить технике закрашивания. Это можно сделать не только при закрашивании рисунка, выполненного самостоятельно, но и при использовании специальных трафаретов, альбомов. Поэтому, начиная со средней группы, вводятся в перечень эти пособия. Для этого в работе с детьми по изобразительной деятельности на занятиях и в свободной деятельности должны
быть широко представлены изобразительные и пластические материалы (сангина, соусы, угольный карандаш, цветной пат, соленое тесто и т. п.). В средней группе в начале года дают карандаши 6 цветов, а к концу года набор из двенадцати карандашей (добавляются оранжевый, фиолетовый, темно-красный, розовый, голубой, светло-зеленый).
Проведенные психолога-педагогические исследования свидетельствуют о больших возможностях детей 4-5 лет в работе с цветом:
- к четырем годам у ребенка достаточно хорошо сформирован зрительный анализатор, и дети способны различать разнообразные цвета и оттенки и знать их названия;
- в этом возрасте наиболее ярко проявляется способность к цветоощущению;
- дети в состоянии выражать с помощью цвета свое отношение к предметам и осознанно
использовать цвет при создании эмоционально значимых для них образов.
Очевидно, что способность воспринимать цвет имеет для ребенка этого возраста большое практическое значение. Благодаря цвету даже самые несовершенные работы преображаются, и дети испытывают радость и чувство удовлетворения от своего труда. Но для этого требуется специальное оборудование и материалы (палитры, большое количество белил и т. п.). Таким образом, очевидно, что изменения в общем, психическом развитии ребенка на пятом году жизни и учет специфических особенностей конструктивной и изобразительной деятельности детей требуют внесения изменений в материалы и оборудование для продуктивной деятельности. Обучение' детей на занятиях рисованием и в процессе ежедневной, свободной деятельности
желательно осуществлять за столами, которые поставлены в круг или буквой «П». За столами должно быть предусмотрено место и для воспитателя. Считается, что такая подготовка рабочих мест отвечает особенностям возраста. Дети 4-5 лет еще
остро нуждаются в своевременном участии взрослого (поддержка, помощь, совет). А школьный тип расстановки мебели психологически разъединяет детей друг с другом и ставит педагога в позицию учителя, а не доброго наставника, готового в любую минуту прийти на помощь ребенку. Столы накрываются клеенками, на них размещаются все имеющиеся ножницы, клей ПВА, бумага (белая, цветная, в клетку, в линейку, оберточная и т. п.). В начале года вместе с родителями дети изготавливают сумочку-пенал (на молнии, кнопках и т. п.). Эти сумочки раздаются детям, а кисти маркируются родителями.
Баночки для промывания кистей (большая - 0,5 л - для промывания "по-черному" и маленькая - 0,25 л - для ополаскивания) могут быть общими и вместе с наборами гуаши храниться в нижней части шкафа воспитателя, чтобы по окончании занятий дети могли убирать их на место. Наши наблюдения показали, что такой подход к хранению и использованию изобразительных материалов оказался чрезвычайно полезным, так как способствует организованности и формированию у каждого ребенка бережного отношения к материалам и чувства личной ответственности за их состояние.
Детские работы вначале демонстрируются на стенде в группе, а после полного высыхания попадают в распоряжение детей. Они могут хранить их в индивидуальных папках, забрать домой или оставить в группе. На занятиях аппликацией применяется традиционное оборудование (клеенки, клей, кисти, тряпочки и др.). Наряду с цветной бумагой мы рекомендуем использовать кусочки подкрахмаленной ткани, фантики, другой материал. В работе с детьми от четырех до пяти лет может применяться клей ПВА.
Для детей среднего и старшего дошкольного возраста подбираются 3 - 4 вида произведений народного искусства, в процессе восприятия которых дети могли бы почувствовать пластику формы, связь назначения предмета и его украшения, познакомиться с разнообразными элементами узора, колоритом, композицией. С этой целью могут использоваться: дымковская глиняная игрушка, работы хохломских и городецких мастеров и Т. п. При этом желательно, чтобы детей в первую очередь знакомили с творчеством тех народных мастеров, которые живут в данном регионе,
городе, поселке. Практическую помощь в работе по знакомству детей с народным искусством окажет педагогам учебно-наглядное пособие А. А. Грибовской "Детям о народном искусстве". (М. : Просвещение, 2001).
6. Воспитатели могут использовать любые высокохудожественные произведения книжной
графики и репродукции, содержание которых рекомендовано программой, понятно детям и вызывает у них эмоциональный отклик.
Литература:
Материалы и оборудование для детского сада. Пособие для воспитателей библиотеки детского сада.