Никонорова Галина Владимировна
Реализация образовательных областей с детьми от 3.5 до 4 лет в соответствии с требованиями ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Автор статьи: Никонорова Галина Владимировна
Место работы: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа с углубленным изучением математики № 1384 имени А. А. Леманского" Дошкольное отделение № 2.
Должность: Воспитатель средней группы.
Электронная почта: striker_cup@mail.ru
Тема: Реализация образовательных областей с детьми от 3.5 до 4 лет в соответствии с требованиями ФГОС
Публикация «Реализация образовательных областей с детьми от 3,5 до 4 лет в соответствии с требованиями ФГОС» размещена в разделах
- Младшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Предмет статьи – изучение воспитательно-образовательного взаимодействия воспитателя с детьми в дошкольной образовательной организации по всем видам детской деятельности в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом. Результаты исследования показали, что программа должна быть направлена: на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей, его сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видам деятельности; создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Список ключевых слов: Федеральный Государственный Образовательный Стандарт; дошкольное образование; развитие личности; детский сад; дошкольное образовательное учреждение.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) - нормативные правовые акты федерального уровня, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ дошкольного образования (далее ДО, начального, основного, среднего общего образования, имеющих государственную аккредитацию.
Стандарты – это основные правила поведения, законные и правомочные требования. Основные признаки стандартизации образования – объединение образовательных учреждений, единая форма, единые требования к учебной методической литературе, образованию и воспитанию, единый стандарт оценки качества образования от дошкольников, 1 класса до ЕГЭ, публичная отчетность дошкольных образовательных учреждений (далее ДОУ, школ, мониторинг.
Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области) :
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
• цель;
• задачи;
• планируемые результаты;
• содержание и организация образовательного процесса.
На основе ФГОС разрабатываются образовательные программы ДОУ.
Нормативное обеспечение введения ФГОС ДО :
1. Наличие решения государственно-общественного управления, педагогический совет, о введении в ДОУ ФГОС.
2. Разработка и утверждение дорожной карты введения ФГОС ДО.
3. Внесение изменений и дополнений в Устав ДОУ.
4. Разработка на основе примерной основной программы дошкольного образования основной образовательной программы ДОУ.
5. Утверждение основной образовательной программы.
6. Обеспечение соответствия нормативной базы ДОУ требованиям ФГОС.
7. Приведение должностных инструкций работников ДОУ в соответствие с требованиями ФГОС ДО и квалифицированными характеристиками.
8. Определение списка методической литературы и пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии ФГОС ДО.
9. Разработка локальных актов, устанавливающих требования к различным объектам инфраструктуры ДОУ (положения о кружковой работе).
10. Разработка:
• учебного плана, годового календарного графика;
• рабочих программ педагогов.
Организационное обеспечение введения ФГОС ДО :
1. Обеспечение координации деятельности субъектов образовательного процесса, организационных структур учреждения по подготовке и ведению ФГОС ДО.
2. Разработка модели организации образовательного процесса.
3. Разработка и реализация системы мониторинга образовательных потребностей воспитанников и родителей по использованию вариативной 60% (обязательной) части учебного плана и инвриативной 40%.
Материально-техническое обеспечение введения ФГОС ДО :
1. Анализ материально-технического обеспечения введения и реализации ФГОС ДО.
2. Обеспечение соответствия материально-технической базы ДОУ требованиям ФГОС ДО.
3. Обеспечение соответствия санитарно-технических условий требованиям ФГОС ДО.
4. Обеспечение соответствия условий реализации основной образовательной программы противопожарным нормам, нормам охраны труда работников ДОУ.
5. Обеспечение соответствия информационно-образовательной среды требованиям ФГОС.
6. Обеспечение укомплектованности методической литературы и пособиями, электронными образовательными ресурсами.
7. Обеспечение контролируемого доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети интернет.
Стандарт нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию и творчеству, он направлен на поддержку любых программ, соответствующих формированию личности ребенка как носителя ценностных установок современного мира. Поэтому сегодня система дошкольного образования работает в режиме инноваций. И сегодня перед работниками дошкольных образовательных учреждений стоит нелегкая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства педагоги ДОУ должны осознавать всю сложность поставленных перед ними задач и вместе с тем оптимистично прогнозировать будущность своих ОУ и будущее своих воспитанников. При переходе ДОУ из режима функционирования в режим развития возникает роль повышения квалификации кадров, т. к. именно от этого зависит развитие ДО, как в содержательном, так и в организационно-управленческом аспекте при переходе на стандарт.
Виды деятельности с детьми от 1.5 до 3-х лет в соответствии с требованиями ФГОС :
• предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
• экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);
• общение со взрослым и совместные игры с сверстниками под руководством взрослого;
• самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, савок, лопатка и пр.);
• восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
• двигательная активность.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей от 1.5 до 3-х лет. Построение образовательного процесса происходит на адекватных возрасту формах работы с детьми, соответствующих условиям, требованиям, методам возраста и особенностям развития. Основной формой работы с детьми данной возрастной группы и ведущим видом деятельности для них является игра. Обеспечивается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей от 1,5 до 3-х лет с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, комплексность подхода позволяет обеспечить развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.
Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО
Предметно-пространственная среда ДО должна соответствовать следующим принципам :
1. Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе;
2. Учет возрастных особенностей детей;
3. Реализация ФГОС ДО (отражение образовательных областей).
1. Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе.
Оборудование группового пространства должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям, быть безопасным, здоровье сберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки – обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.
В интерьере группы, в цветовом решении стен и «малоподвижных» предметах обстановки должны преобладать светлые спокойные тона. В свободном доступе детей в достаточном количестве должны быть представлены развивающие игры и игрушки ярких цветов.
В группе должна быть создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей, и иметь гибкое зонирование, что позволяло бы детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не должны пересекаться, необходимо обеспечить достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе должны быть расположены таким образом, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ к ним.
2. Учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала и развитие детей от 1,5 до 3х лет в различных видах детской деятельности. В соответствии с особенностями данного возрастного этапа это:
- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
- экспериментирование с материалами и веществами;
- общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями;
- восприятие смысла музыки, сказок, стихов;
- рассматривание картинок;
- двигательная активность.
3. Реализация ФГОС ДО (отражение образовательных областей.)
В развивающей среде группы должны быть отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО :
коммуникативно-личностное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Пространство групповой комнаты следует организовать в виде хорошо разграниченных уголков:
уголок для сюжетно-ролевых игр;
уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности;
книжный уголок;
уголок познавательно-исследовательской деятельности;
уголок конструктивной деятельности;
уголок для изобразительной деятельности (рисования, лепки);
спортивный уголок.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Список используемой литературы:
1. Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович П. Д., Марич Е. М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. – М. : Федеральный институт развития образования, 2015.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М. : УЦ «Перспектива», 2014.
3. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями на 4 апреля 2014 года). – М. : УЦ «Перспектива», 2014.
4. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
5. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – М. : ЗАО «МФЦЭР». – № 8. – 2014.
6. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС ДО. – М. : Московский центр качества образования, 2015. – 160 с.