Людмила Антонюк
Эссе «Оценивание в соответствии с требованиями ФГОС в основной школе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Оценивание в соответствии с требованиями ФГОС в основной школе»
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» школа несёт обязанность по организации процесса оценивания в классе и разработке подходов, соответствующих требованиям стандарта к учебным результатам.
Новая система оценки ставит ряд конкретных вопросов для учителя:
что оценивать?
по какой шкале?
где накапливать и фиксировать результаты?
кто должен осуществлять оценивание?
Публикация «Эссе „Оценивание в соответствии с требованиями ФГОС в основной школе“» размещена в разделах
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
как определять итоговую оценку?
Одной из главных проблем, с которой сталкиваются педагогические коллективы образовательных учреждений является отсутствие четко разработанной авторами ФГОС системы критериев уровня сформированности УУД, инструментария мониторинга планируемых результатов обучения, воспитания и развития.
Другой, не менее сложной проблемой, является преодоление инерционного мышления учителей, сориентированных на традиционную знаниевую систему оценивания.
В связи с этим система оценки должна осуществлять следующие функции:
1. Фиксировать цели оценочной деятельности
а) ориентировать на достижение результата:
духовно--нравственное развитие и воспитание (личностные результаты,
формирование универсальных учебных действий (метапредметные результаты,
освоение содержания учебных предметов (предметные результаты);
б) обеспечить оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся;
в) обеспечить комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);
г) использовать разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценку, наблюдения);
д) использовать результаты итоговой оценки выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения ООП ООО, как основы для оценки деятельности учебного заведения.
2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления е результатов.
3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.
Основными принципами системы оценки, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся являются: критериальность: контроль и оценка строятся на основе критериев, сформулированных в требованиях стандарта к планируемым результатам. Критериями являются целевые установки: по курсу, разделу, теме, уроку, универсальные учебные действия;
уровневый характер контроля и оценки, заключающийся в разработке средств контроля на основе базового и повышенного уровней достижения образовательных результатов в соответствии с ФГОС ООО;
комплексность оценки ––возможность суммирования результатов;
приоритет самооценки: самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя (прогностическая самооценка предстоящей работы и ретроспективная оценка выполненной работы);
гибкость и вариативность форм оценивания результатов: содержательный контроль и оценка предполагает использование различных процедур и форм оценивания образовательных результатов;
открытость: оценочная информация о целях, содержании, формах и методах оценки должна быть доведена до сведения обучающихся и родителей.
Информация об индивидуальных результатах обучения и развития обучающихся должна быть адресной.
Учителю необходимо соответствовать вызовам времени, а для этого стремиться к саморазвитию, самосовершенствованию своей педагогической деятельности.
Немалую роль в саморазвитии ученика играет умение контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
Поэтому перед учителями, начинающими работать по ФГОС, встаёт проблема отбора методических приёмов для формирования целостной системы контроля и оценки.
Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
Система оценивания включает в себя как внешнюю оценку, так и внутреннюю, построенные на одной и той же содержательной и критериальной основе.
Внешняя оценка — оценка, которая проводится внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность.
Внутренняя оценка — это оценка, осуществляемая самой школой (учениками, педагогами, школьным психологом, администрацией и т. д.). Она выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями; в результатах самооценки учащихся; в результатах наблюдений, проводящихся учителями и школьными психологами; в промежуточных и итоговой оценках учащихся и, наконец, в решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующую ступень обучения.
Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.
В своей деятельности планирую руководствоваться следующими рекомендациями.
Система оценивания должна выстраиваться таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
В текущем оценивании используются субъективные, или экспертные методы (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся.
Раздельной оценки требует достижения базового и повышенных уровней освоения.
Оценивания удобно проводить методом «сложения», при котором фиксируется достижение опорного (базового) уровня требований и его превышение (при этом превышение опорного уровня дает дополнительные баллы)
При этом важным, на мой взгляд, является признание права учащегося на ошибку и возможность ее исправления.
Признания права учащегося на ликвидацию имеющихся пробелов, более высокого уровня учебных достижений.
Выбор формы текущего оценивания определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, конкретными учебными задачами, целью получения информации.
Итоговое оценивание происходит в конце определенного этапа обучения (раздел, четверть, полугодие, год)и может проводиться в форме накопительной оценки, получаемой как обобщенный результат выставленных ранее оценок, а также в ходе целенаправленного сбора данных (в том числе с помощью итоговых тестов) или практической демонстрации применения полученных знаний и освоенных способов деятельности.
На уроках и внеурочной деятельности необходимо стремиться повысить эффективность процесса обучения в направлении активизации самостоятельной деятельности учащихся, проектирования, межпредметных исследовательских работ. Это способствует формированию умений самоконтроля и самооценки учащихся.
Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфолио учащихся.
Портфолио – это не только современная эффективная форма оценивания, но и действительное средство для решения рода важных педагогических задач, позволяющее:
• Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
• Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
• Развивать навыки рефлексной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся.