Людмила Николаевна Каций
Консультация «Как развить нестандартное мышление старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Для того, чтобы воспитать творческих, компетентных, успешных детей, которые в дальнейшем будут отвечать за судьбы своей страны, мы должны научить детей решать проблемы с разных сторон, согласно ФГОС в современной науке,-это называется нестандартное мышление.
Развивать его нужно как можно раньше и продолжать на протяжении всего дошкольного периода.
Публикация «Консультация „Как развить нестандартное мышление старших дошкольников“» размещена в разделах
Нужно создавать как можно больше проблемных ситуаций, одобрять и поощрять творческую активность каждого ребенка при сверстниках, показать детям, что каждый из них в чем-то лучший, индивидуально нужно подходить ко всем детям, подбирать для каждого задание и игры в зависимости от особенностей и способностей детей.
На первых занятиях по развитию нестандартного мышления нужно давать детям не сложные задания, но очень интересные и увлекательные.
Мы должны создавать положительное настроение у детей, объяснять детям, что они должны постараться, что бы их ответы были необычными, не такими, как у всех.
Каждое занятие мы начинаем с загадок, со временем загадки усложняем. Первые простые загадки:
Вся мохнатенька,
Сама усатенька,
Лапки мягоньки,
Коготки востреньки (Кошка)
Дальше загадка посложнее, загадываем предмет, а детям надо отгадатьчто мы загадаем, при этом они задают любые вопросы, чем больше вопросов, тем быстрее можно догадаться, что это за предмет. Спрашивать можно обо всем, нельзя только интересоваться, как этот предмет называется.
Игру «Угадай, что я загадала» можно повторять на каждом занятии, она очень нравится детям. Еще они любят игру «Конструирование предмета». Перечисляем несколько признаков ( например: большой, мягкий, круглый, легкий) и предлагаем назвать предмет, у которого все эти признаки есть. Один ребенок называет предмет, и мы при помощи вопросов интересуемся какие из перечисленных признаков есть у данного предмета. Первые задания простые и дети их выполняют с большим воодушевлением.
На каждом занятии мы используем проблемные вопросы. К примеру вопрос: «Как можно в решете принести воду?» Нужно постараться, что бы дети сами дали правильный ответ, подвести их к этому. Дети предлагают положить в решето лист бумаги, но потом бумага может намокнуть, кто-то предлагает заклеить клеем дырочки, кто-то налить воду в пакет и положить в решето. Налить воду в пакет очень интересное решение, это и есть проявление нестандартного мышления.
Дальше можно детям предложить небольшую помощь, самую маленькую подсказку. Какая бывает вода? Один ребенок догадывается, что воду можно заморозить, а кусочек льда положить в решето и принести воду, но вариант с пакетом понравился всем больше всего.
Для развития творческого нестандартного мышления нужно предлагать детям побольше творческих игр и упражнений. Задание «Придумай сказку». Детям раздаем предметные картинки и просим сочинить сказку про героев из картинок.
Можно предложить детям придумать начало или конец сказки, если картинка сюжетная.
Главное создать интерес к таким заданиям. Творческие задания и игры нужно сочетать с играми «На что похоже?», и «Во что с этим можно играть?», «Чудесные превращения», «Перевертыши».
В игре «На что это похоже?» детям показывают кубик и они отвечают, что он похож на телевизор, домик, тумбочку, компьютер, стиральную машину, ответы становятся разнообразными.
Чем больше занятий проводим, тем больше дети начинают мыслить творчески и неординарно, находить выход из создавшейся ситуации. Загадки берем потруднее, где не просто дается описание предмета, а говорится о нем в переносном значении.
Например:
«Желтая курица под тыном дуется» (тыква).
«Рук много, а нога одна» (дерево).
«Стоит Алена-платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан» (береза).
Можно подобрать такие загадки, у которых может быть два и более варианта ответов.
Например:
«Без рук, без ног, а рисовать умеет» (Мороз, карандаш).
«Без рук, без ног, а ворота открывает» (ключ, ветер, собака)
«Висит на стене и пищит» (будильник, телефон, телевизор)
«Без рук без ног, без лестницы, без веревки в небо подымается» (дым, вертолет, фейерверк, воздушный шар)
Часто дети сами предлагают загадки, а иногда даже придумывают их, но их загадки очень простые.
Игры типа «Отгадай, что я загадал» используются практически на каждом занятии. Необычные вопросы стимулируют нестандартное мышление.
Дети разбиваются на пары. Один задумывает предмет, а напарник задавая вопросыотгадывает его. Чтобы эффект был больше можно использовать игру «Необычные вопросы».
Например: называем или показываем какой-либо предмет, к примеру игрушечный слон, они спрашивают: «Почему слоны не летают?», «Может ли слон хоботом достать луну?». Можно привести еще один пример, называем или показываем детям какой либо предмет, например лестницу. Детям нужно составить как можно больше вопросов о ней, чем необычнее вопросы тем лучше. Например: «Правда ли, что лестницы могут быть бесконечными?», «Почему лестница не может, подобно птице, взлететь?»Вопросы были немного наивными, нелепыми. Но наиболее оригинальные вопросы находили оригинальные ответы. После каждой игры по итогам обсуждения выбираем победителя. Проблемные вопросы и задания теперь содержат несколько вариантов решений.
Например:
«Что можно приготовить, но нельзя съесть?» (уроки, пересоленную кашу).
«Курица живет 3 года, сколько живет пол курицы?» (пол курицы жить не может).
«Что никуда не запрешь?» (луч солнца, ложь).
«Что с земли не поднимешь?» (тень, город).
«Что с пола за хвостик не поднимешь?» (слона, клубок ниток).
«У чего зубы есть, а рта нет?» (у пилы, у расчески).
Дети еще ответили, что из земли нельзя поднять дождь, тень, пыль. Это и есть проявление нестандартного мышления.
Аналогичная игра «Во что с этим можно играть» Эта игра дает возможность в одном предмете видеть признаки других предметов.
На первых занятиях можно использовать игру «Сочиним рассказ про букву». Для начала детям дают задание пофантазировать, на что похожа та или иная буква. Затем предлагаем придумать про нее рассказ. Необходимо придумать как можно больше вариантов ответа. Зачитываем первые две-три фразы рассказа, например: «Вернувшись домой, буква Ы решила первым делом помыть руки и вдруг…». Детям необходимо придумать, как можно больше разных вариантов окончания рассказа.
Можно еще использовать игру «Про что сочинили».Предлагаем детям сочинить сказку. Выбираем персонажа-зайчика. Зайчик может быть в роли трусишки или храбреца, может жить в лесу или быть игрушечным. Через несколько минут каждый рассказывает свою сказку. Из всех выбираем самую оригинальную историю.
Игра «Превращение» побуждает детей придумать тот или иной образ и изобразить его на бумаге. Ребенку предлагаем «взять» воображаемый предмет и «превратить» его во -что то другое. Например: стакан-в вазу, в которую ставят цветы, носовой платок-в скатерть, ручку-в нож и так далее. Ребенок должен это изобразить при помощи мимики, имитации действий. Когда окружающим становится понятно во что превратился используемый предмет его берет другой участник и превращает во что -то другое. Игра продолжается до тех пор, пока все не поучаствуют в превращении.
В преддверии нового года детям можно предложить игру «Елочка с подарками». Рисуем большую елку и вырезаем из цветной бумаги несколько мешочков и кладем их на елку, детям предлагаем угадать какие игрушки находятся в мешочках. Ребенку нужно описать игрушку, из чего сделана, какого цвета, какой величины, как с ней можно играть. Получались целые рассказы про игрушки. В конце назначали победителя за самую оригинальную историю.
На основном этапе можно ввести новую игру «Поиск сравнений». Описывая предмет или явление, нужно подобрать как можно больше сравнений, чем необычнее тем лучше. Например, при описании радуги были сравнения с мостом, зеброй, светофором. Другой вариант, «Лежащая на столе меховая шапка». Нужно придумать, за что моно принять эту шапку в полумраке, тумане. Дети решили что это может быть кошка или на половину спущенный волейбольный мяч и т. д.
Игра «Почему это произошло?». Описываем ситуацию, например: в детском саду пропали все игрушки. Детям нужно назвать как можно больше причин этого события. Другое событие: «Дома вечером перегорели все лампочки». Дети предлагают пойти купить новые, зажечь свечи, пойти гулять на улицу, лечь спать. Побеждает тот, кто назовет наибольшее число разнообразных последствий.
Очень интересная и всем известная игра «Что придумать этому фанту» дети ее очень любят, в этой игре они проявляют такую фантазию и воображение. Задают друг другу необычные задания и получают от этого большое удовольствие.
На последних занятиях подводим итог, закрепляем достигнутые умения, группа становится более сплоченной, дети с вниманием выслушивают чужие мнения, решения, ответы. Все игры проигранные на предыдущих занятиях проводим в более усложненном варианте.
Например игру: «Придумай сказку», можно усложнить в игру «Шкатулка со сказками». Вырезаем 8-10 кружочков разного цвета и складываем их в шкатулочку. Дети садятся в круг, один ребенок вынимает из шкатулки цветной кружочек и придумывает кем он будет в сказке, если кружочек зеленый, то огурцом или лягушкой, или кузнечиком, и начинает про них сочинять сказку. Следующий вытягивает следующий кружочек и продолжает сказку. Когда первая сказка будет закончена, можно собрать все кружочки и рассказывать следующую сказку. У нас получилась групповая работа, дети придумали про один и тот же кружочек разные вещи. На последних занятиях можно предложить игру «Поиск промежуточных событий». Берутся два не связанных друг с другом события и нужно найти между ними связь. Побеждает тот, кто предложит наибольшее количество цепочек.
Игра «Необычные вопросы». Называем два предмета, например: «газета и верблюд». Нужно составить как можно больше разнообразных вопросов в которых присутствуют эти слова, вопросы должны быть необычными, смешными. Например: «Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету?», «Почему ты читая газету, сидишь как верблюд?», «Почему ты верблюд, грустишь с газетой в руках?».
Особенность личности, которая проявляется в готовности искать разные варианты решение проблемных ситуаций и задач, в позитивном отношении к трудностям, умении находить оригинальные решения-есть нестандартное мышление в старшем дошкольном возрасте.
Спасибо за внимание.