анна КУТЕНЁВА
Статья «О патриотическом воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья «О патриотическом воспитании дошкольников»
Кутенева Анна Ильинична
Основной задачей дошкольных педагогов является воспитание эмоционально благополучного ребёнка и формирование его гармоничной, всесторонне развитой личностью, то есть воспитание счастливого ребёнка.
Остановимся на нравственно - патриотическом воспитании- одной из актуальных проблем педагогики.
Публикация «Статья „О патриотическом воспитании дошкольников“» размещена в разделах
Великий К. Д. Ушинский считал, что «… нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
Безусловно, патриотизм - это преданность стране, в которой живёт человек. И здесь прослеживается прямая связь с воспитанием гражданина, хотя дошкольник ещё не разбирается в правовых, политических или социально- экономических аспектах. Однако, элементарные правила правопорядка, представление о достижениях в области науки и искусства, уважение государственные символы, знание имён людей, прославивших наше Отечество, составляют основу для развития чувства собственного достоинства, гордость за свою страну.
На эмоциональном уровне воспитатель развивает интерес к традициям страны, уважение к труду взрослых людей, её истории. А практически налаживает участие детей в общественной жизни детского сада и города.
И без знаний символов нашего государства, России, не обойтись. Воспитывается эмоционально - патриотическое отношение к родной стране. Почему встают под звуки гимна, что такое гимн, что он значит для любого государства - вот вопросы интересные детям. В таком же эмоциональном ключе выясняются значение флага и герба, даётся историческая справка об истории создания флага и герба России. Закрепляя знания детей о гимне, гербе и флаге России, мы воспитываем уважение к своей Родине и её символике.
Важнейшая задача нравственно – патриотического воспитания – формирование у дошкольников любви к родному краю, чувства привязанности к тем местам, где они живут. Известный русский писатель Леонид Леонов утверждал: «Большой патриотизм начинается с любви к тому месту, где живёшь».
Родина моя – бескрайняя Россия: и Сибирь, и Волга, и Урал…
Содержанием образовательных задач воспитателя станет развитие интересов детей, их любознательности к истории родного края, Урала, а ещё конкретнее, Нижнего Тагила, их родного города. Здесь будут даны первичные представления об истории заселения Среднего Урала, местах проживания первобытных людей. Узнают дети о появлении металлургии на Урале, возникновении города Нижний Тагил. Интересны им будут и сведения о проживании разных народов на Урале, их жизненном укладе. Подчё ркивается необходимость положительных взаимоотношений между членами семьи: родителями и детьми, братьями, сёстрами, бабушками, дедушками. Всё это помогает понять значение нравственных основ семьи, социальных традиций: отношение к людям, попавшим в беду, больным, сиротам. Эмоционально – ценностные отношения к познавательному материалу формируется на примерах, доступных и понятным детям.
Очень полезно для души познакомить дошкольников с литературными произведениями наших уральских авторов, известных во всё м мире: П. П. Бажова и Д. Н. Мамина – Сибиряка. Без них не так интересна будет история нашего края. С любовью к родным уральским лесам, к людям, населяющим нашу малую родину, Знакомит и писатель – тагильчанин Алексей Петрович Бондин, в честь которого назван центральный парк города.
Вот пример приложения знаний детей, сформированных благодаря нравственно – патриотическому воспитанию :
- наш город называется….-
- жителей нашей страны называют…-
- столица нашей страны…-
- главная улица нашего города…-
- какие города есть в России…-
- драмтеатр носит имя…-
- детский сад находится на улице…-
- в России проживают разные народы…-
- наш город чем знаменит… и т. д.
Возвращаясь к основной педагогической задаче – воспитание счастливого человека, уместно великого педагога К. Д. Ушинского, который подчё ркивал: «Самовоспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни». В этом заключается работа педагога в воспитании человека нравственного, человека – патриота!
Литература:
1. С любовью к России: методические рекомендации. - Москва: Воспитание дошкольника,2007.-128с.
2. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников : практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж: Учитель 2010.- 205с.
3. Жарикова А. Д. Растите детей патриотами : Книга для воспитателя детского сада. – М, : Просвещение, 2012.-192с.
4. Корчажинская С. Воспитываем патриотов // Дошкольное воспитание. - 2006. №6. -с. -27.
5. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Управление ДОУ. - 2005.-№1.- с. 36-46.