Наталья Михайлова
Статья «Этнокультурное образование дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Этнокультурное образование дошкольников.
Марийский край родной на карте мира
Ты даже меньше, чем кленовый лист.
У нас в сердцах, мой край марийский милый,
Ты как цветок – прекрасен, мил и чист.
(С. Вишневский)
Малая Родина…У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой,
которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – все.
Публикация «Статья „Этнокультурное образование дошкольников“» размещена в разделах
Мы живем в краю, у которой удивительно красивое имя – Марийский край, Марий Эл, Марий мланде. Много замечательных, красивых уголков на Земле, везде живут люди. Но Марийский край – единственная необыкновенная земля, потому что она – наша Родина. Родина – значит родная, как мать и отец. Родину не выбирают, она дается человеку от рождения.
При ГБОУ Республике Марий Эл «Верх-Ушнурская средняя общеобразовательная (национальная) школа» открыты две группы дошколят. Наш небольшой детский сад посещают дети в основном национальности мари. И особое внимание мы уделяем формированию у детей национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям.
В работе по формированию у детей национального самосознания ведё тся работа в следующих направлениях:
1. Организация педагогического процесса;
2. Изучение марийского фольклора;
3. Изучение этнографии и культурологи края;
Свое первое знакомство с этносом малыши начинают с изучения своей семьи: кто твои родители, бабушки, дедушки по национальности, чем они занимаются. Дети младшего дошкольного возраста знакомятся с фольклором марийского народа, который несет в себе черты национальных традиций, а так же содержит много информации о родном крае, культуре народа. Это, в свою очередь, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя свой словарный запас. Народный фольклор – это песенки, потешки, прибаутки, считалки, загадки. И, конечно же, сказки, которые сочетают воспитательный и познавательный потенциал, являются эффективным педагогическим средством. Слушание сказки дает детям возможность понять этнопсихологические особенности людей, узнать традиции и обычаи народов, познакомиться с бытом и укладом их жизни. Очень хорошо, если дети слышат их не только в детском саду, но и дома на родном языке. Так они познают красоту родного языка, в них закладывается осознание национальной принадлежности.
В старшем дошкольном возрасте наши воспитанники знакомятся с обычаями марийского народа, что позволяет заглянуть в удивительный мир бытовых традиций. Они активно приобщаются к народному творчеству, создавая атрибуты к фольклорным праздникам.
Особое внимание в работе по этнокультурному образованию дошкольников уделяется изучению декоративно-прикладного искусства марийского народа. Декоративно-прикладное искусство является одним из важнейших источников формирования духовной среды личности. Уникальные образцы национального искусства имеют значение для подрастающего поколения не только как продукт человеческой деятельности, но и являются показателем развития мировоззрения, идеалов и ценностей конкретного этноса. Это: неповторимая вышивка и национальный костюм, многообразные орнаментальные мотивы и традиционные предметы быта, керамика и изделия игрушечных промыслов.
Работа по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством ведется в следующих направлениях:
1. ознакомление с марийским национальным искусством;
2. аппликация-моделирование;
3. рисование.
Наиболее ярким выражением в декоративно-прикладном творчестве всех народов является национальный костюм, который представляет собой художественный ансамбль, единый по своему эмоциональному выражению с этническим песенным фольклором. Национальный костюм марийского народа определен цветом, включает характерные украшения (из ткани, бисера, бус, металла). В совместной творческой деятельности дети получают знания о народном костюме и элементах вышивки, что способствует развитию их художественного вкуса и пониманию народного творчества, затем они учатся сопоставлять костюмы разных народов. В практической деятельности старшие дошкольники успешно решают творческие задачи, составляют марийские узоры из декоративных элементов.
В группе создан национальный уголок, где представлены: книги и иллюстративный материал для ознакомления детей с родным краем, куклы в национальных костюмах, дидактические игры и пособия по ознакомлению с марийским декоративно-прикладным искусством.
Развивая ребенка в этнокультурной среде, мы делаем акцент на приобщение его к красоте и добру, на желании видеть неповторимость культуры разных народов, стремясь вызывать чувство гордости, уважения и любви к малой Родине. Национальные уголки в группах стали неотъемлемой частью предметно-развивающей среды нашего детского сада. Работа на этом не заканчивается. Впереди много идей, которые хотелось бы воплотить, продолжить сотрудничество с родителями наших воспитанников.