Ирина Щелканогова
Статья «Презентация как средство развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование информационных технологий во всех сферах жизни человека – насущная необходимость. Современное образование тоже нельзя представить без информационных технологий. Новые требования заставляют педагогов осваивать и внедрять этот инструментарий в свою практику.
Применение компьютерной техники позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать ее нетрадиционной, яркой, насыщенной, способствует использованию разных способов подачи нового материала. Кроме того, изучение сложных для понимания дошкольниками тем с помощью мультимедийных презентаций, дает возможность педагогам наглядно продемонстрировать им события и явления реальной жизни.
Публикация «Статья „Презентация как средство развития дошкольников“» размещена в разделах
Преимущества использования ИКТ. Одним из основных средств расширения детских представлений об окружающем являются презентации. Наглядность помогает педагогу выстроить объяснение материала логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации образовательной деятельности включаются три вида памяти детей дошкольного возраста : зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к новой теме, но и повторить предыдущую, более детально остановиться на вопросах, вызывающих у воспитанников затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
Применение ИКТ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность дошкольников, повысить их мотивацию и познавательную активность (благодаря разнообразным формам работы, возможности включения игрового момента, а также эффективность образовательной деятельности. Эмоциональный подъем, вызванный такой деятельностью, способствует увеличению объема усваиваемых знаний.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников ИКТ обладают рядом преимуществ:
Представление на экране информации в образном виде, понятном дошкольникам.
Движения, звук, мультипликация удерживают внимание ребенка.
Проблемные задачи, поощрение детей компьютером за правильное решение стимулируют их познавательную активность.
Возможность индивидуального подхода к обучению.
Деятельность за компьютером, выполнение заданий в презентации вселяют в ребенка уверенность в себе, в то, что он многое может.
Включение ИКТ в воспитательно – образовательный процесс предоставляет педагогам возможность перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками, их умственному и речевому развитию.
Преимущества ИКТ для педагога:
1. Помогает лучше оценить способности и знания ребенка.
2. Дает возможность самостоятельно подобрать новый материал, исходя из особенностей конкретной группы детей, темы и предмета изучения.
3. Побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.
4. Стимулирует профессиональный рост.
Презентации можно применять на любом этапе образовательной деятельности. Однако в ходе подготовки и во время проведения образовательной деятельности с использованием мультимедийных презентаций педагоги могут столкнуться с рядом проблем:
Прежде всего недостаточно практических материалов, которые можно использовать при работе с дошкольниками. Содержание игр и презентаций, находящихся в открытом доступе в сети Интернет, не всегда отвечает принципу научности, при этом чаще всего в них не учитываются возрастные особенности детей дошкольного возраста.
Педагог, как правило, не имеет времени для подготовки к образовательной деятельности с использование компьютера.
В ДОУ может быть недостаточная материальная база.
И, конечно, положительный, огромный потенциал ИКТ не заменит живого общения педагога с ребенком.
Предварительная подготовка педагога заключается в:
Составление дидактических задач.
Поиск иллюстраций в электронном виде.
Изготовление дидактических игр с учетом тематического плана и поставленных целей.
Для оптимального применения презентации в работе с воспитанниками необходимо соблюдать следующие методические рекомендации:
! Презентация в работе с дошкольниками используется как дидактическое средство при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических норм и рекомендаций.
! Информационно- дидактические пособия должны соответствовать возрастным, психическим и психофизиологическим возможностям детей.
! Организация и проведение занятия с использованием презентации должны соответствовать методике проведения традиционного занятия и основным дидактическим принципам дошкольной педагогики.
! Занятие, на котором применяется презентация, состоит из нескольких частей, и только одна из них посвящается непосредственно работе с презентацией.
! При составлении плана занятия с использованием презентации необходимо учитывать имеющиеся у детей знания, полученные на традиционных занятиях в процессе реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
! На занятия с презентацией обязательно использование элементов предметно-развивающей среды – игрушек, игр, демонстрационного материала.
ВЫВОД: Таким образом, использование мультимедийной презентации в ходе образовательной деятельности улучшает качество обучения дошкольников по проблеме, помогает им овладеть новыми навыками, отработать их до автоматизма, осознанного выполнения изо дня в день. Поэтому с уверенностью можно сказать, что ИКТ является неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога – всегда под рукой необходимая, красочная и динамичная информация.